Исполнительный директор Совета муниципальных образований Самарской области рассказал "СитиТрафику" о том, почему Автроград стал более привлекательным для застройщиков, чем Самара, и как тольяттинцы этого добились. В преддверии Дня строителя портал обратился к ряду экспертов с просьбой оценить динамику развития строительного рынка в Тольятти, его "болевые точки" и перспективы. Одним из наших собеседников стал исполнительный директор Ассоциации "Совет муниципальных образований Самарской области" Дмитрий Славецкий.
- Дмитрий Валерьевич, мы знаем, что недавно Вы принимали участие в круглом столе на тему "Инвестиционный климат в строительстве Самарской области: драйвер развития". Во время него обсуждались многие наболевшие проблемы строительной отрасли: и административные барьеры, и высокие тарифы в сфере подключения объектов, и проблемы подготовки документов. Тогда для многих неожиданно прозвучали выводы экспертов о том, что Тольятти сегодня более привлекателен для строителей, чем столица региона Самара, несмотря на то, что жилья в Самаре сдают все же больше. С чем, по Вашему мнению, это может быть связано?
- У тольяттинской мэрии есть определенный тренд. Они очень энергично начали адаптировать свою деятельность к требованиям единых стандартов предоставления разрешительной документации в градостроительной сфере. В этом смысле они ушли дальше Самары. Наши замеры и опросы застройщиков показывают, что удовлетворенность строителей действиями тольяттинской мэрии существенно выше в динамике по сравнению с предыдущим годом, чем в городском округе Самара. Я думаю, во многом это результат работы мэрии Тольятти.
- Что именно нравится застройщикам в Тольятти?
- В отличие от Самары, в Тольятти осуществлены определенные мероприятия, которые дополняют картину, связанную с улучшением привлекательности города по отношению к инвесторам. Я имею в виду то, что в свое время Тольятти старался собрать информацию обо всех сетях, которые размещены на территории города, и отобразить их местоположение в единой базе данных. В Самаре, насколько я знаю, эта работа не велась. Как вы понимаете, если застройщик не знает, где какая труба лежит, он может получить земельный участок, начать копать, а потом выяснится, что там расположен какой-то линейный объект, который в существенной степени корректирует его планы по строительству. Я уже не говорю о коммунальных авариях, которые бывают, в частности, в Самаре.
В этом смысле Тольятти предпринял определенные шаги, и это вылилось в то, что дополнительные частицы информации, необходимой для застройщиков, появились на информационном ресурсе, из которого эту информацию можно получить. В отличие от Самары, в г.о. Тольятти были приняты правила застройки и землепользования с границами кадастровых зон, и эти правила были направлены и впоследствии отображены в государственном кадастре недвижимости. Это очень важно для потенциальных застройщиков, которые могут получить выписку из государственного кадастра недвижимости, где будет указано также зонирование территории участка. Тем самым, застройщик получает представление о том, где и что он может строить. То есть, в этом смысле Самаре тоже надо брать пример с Тольятти и максимально адаптировать свою деятельность к интересам застройщиков.
- Над какими проблемами, связанными со строительством объектов, необходимо поработать в Тольятти?
- К минусам работы мэрии Тольятти, пожалуй, можно отнести только то, что пока не решена проблема дороговизны подключения к сетям. Это очень серьезно влияет на планы застройщиков. Но, насколько я могу видеть сейчас, в Тольятти есть определенная воля и желание как-то разобраться с этой проблемой и как-то организационно обеспечить ее разрешение, по крайней мере, в 2017 году.
- Как Вы оцениваете взаимодействие городских властей и местных застройщиков?
- Когда мы приезжали в начале этого года на межведомственное совещание в Тольятти, которое проходило с участием застройщиков и сетевиков, мы слышали негативные отзывы. Но когда мы приехали туда снова меньше месяца назад на очередное мероприятие, мы обнаружили, что негатива по большей части не стало. При этом в Тольятти живут достаточно прямолинейные люди, и если им не нравится работа органов власти, они об этом скажут прямо. И это тоже является показателем работы мэрии Тольятти, в том смысле, что она сумела убедить застройщиков в том, что готова работать с ними, решать их проблемы. Это в значительной степени формирует хороший инвестиционный климат. Потому что когда застройщик понимает, что мэрия заинтересована в качественной работе с каждым из них, что она готова разбираться с их проблемами, это говорит о том, что можно работать и дальше, пытаться планировать здесь свой бизнес и т.д. Мэрия Самары тоже предпринимает определенные усилия по улучшению делового климата, но в каких-то направлениях Тольятти пошел чуть дальше.
- То есть, такие результаты были достигнуты за счет работы чиновников?
- Во многом да. Безусловно, и министерство строительства Самарской области тоже сотрудничало с мэрией Тольятти. Но в конечном итоге мы понимаем, что органы государственной власти дают какую-то методическую базу, настаивают на внедрении каких-то инициатив, но реальное внедрение и реальное выполнение этих мероприятий во многом зависит от органов местного самоуправления, т.е., в данном случае, от мэрии Тольятти и ее структурных подразделений. Поэтому, конечно, в качестве субъекта, который здесь отличился, я бы обозначил в первую очередь мэрию Тольятти.
- Не вызывает ли приток иногородних инвесторов конкуренцию на местном строительном рынке?
- Во-первых, я не уверен, что приток таких застройщиков настолько сильный, что, условно говоря, тольяттинские застройщики схватились за голову. Как-то не почувствовали мы этого в беседах с тольяттинцами. Насколько я могу судить, пока приток иногородних инвесторов в Тольятти не велик и не настолько серьезен, чтобы создавать какие-то препятствия для развития тольяттинских застройщиков. Во-вторых, в ситуации с Тольятти мы должны понимать, что реализация жилья и другой недвижимости на рынке во многом зависит от платежеспособности населения. На сегодняшний день в Тольятти платежеспособность населения существенно ниже, чем в Самаре. И в данном случае, любой субъект, который занимается строительством объектов недвижимости на продажу, должен думать о том, как и кому он ее продаст. Здесь ключевой предпосылкой той конкуренции, о которой вы говорите, является не наличие иногородних застройщиков, а то, что платежеспособность жителей играет против Тольятти, особенно в текущей экономической ситуации. И если застройщики хотят выжить, то они должны приложить максимум усилий, связанных с конкурентоспособностью, в организации своего бизнеса.
- Как влияет на привлечение иногородних застройщиков ситуация на АВТОВАЗе, ситуация, сложившаяся в тольяттинской банковской сфере?
- Конечно, надо понимать, что платежеспособность населения в Тольятти во многом зависит от работы АВТОВАЗа. Если, допустим, на АВТОВАЗе будут сокращения персонала, если там будут сокращения заработной платы, это, безусловно, повлияет на доходы населения и на его возможность покупать жилье. То же самое и с кредитованием: доступ к кредитным ресурсам, конечно же, влияет на развитие строительного бизнеса.
- Наблюдался ли отток иногородних инвесторов после отзыва лицензий у двух тольяттинских банков?
- Я слышал и знаю, что тольяттинские застройщики, действительно, переживают отзыв этих лицензий на себе. Такой фактор является очень значительным. Я думаю, это еще один довод в пользу того, что мы должны осмыслить сложности текущей ситуации. Если мы хотим, чтобы у нас количество обманутых дольщиков не увеличивалось, а снижалось, чтобы строительные организации у нас все-таки выживали и планировали в будущем свою деятельность, а не ликвидировались, то, конечно же, мы должны принимать во внимание эти риски, и еще с большим рвением обеспечивать улучшение инвестклимата в строительстве.
Ксения Маянова, фото автора