Купеевская группировка знаменита не только в Тольятти. Создавал ее семейный клан — некогда судимый и отсидевший отец Владимир Купеев и два его сына — Валерий и Сергей (тоже ранее судимые). Самым «чистым» в купеевской криминальной плеяде был третий сын Гарри: он служил десантником, воевал в Афганистане, вернулся с медалями и орденом Красной Звезды. А потом тоже вошел в банду. Отец был разводящим, братья — «ядром» ОПГ.
Банда разрасталась стремительно: постепенно в ее составе оказались профессиональные спортсмены — гребцы, боксеры, — десятки известных авторитетов, некоторые депутаты городской и губернской Дум.
Зарабатывала группировка привычным для тольяттинских бандитов способом: промышляла рэкетом и отгружала автомобили с «АвтоВАЗа». Доходы ОПГ доходили до миллиардов долларов. Расти и крепнуть помогали связи и дипломатические таланты лидеров. Например, Купеевы заключили союз с братками из Волговской группировки и заручились поддержкой ее главаря Александра Маслова.
А в 1992 году в Тольятти началась первая рэкетирская война, которая затянулась на годы. Купеевых перестреляли: первым от руки киллера пал Сергей Купеев — его убили на глазах жены. 9 мая 1994 года застрелили Гарри Купеева в его собственной квартире вместе с другом. Отца семейства Владимира Купеева убили из пистолета у подъезда собственного дома. Единственный оставшийся в живых мужчина из семьи Купеевых — самый старший из братьев Валерий Купеев — уехал на постоянное место жительства в Германию.
Лидер Волговской группировки Александр Маслов пользовался огромным авторитетом в Тольятти. 13 ноября 1992 года Маслова расстреляли около дома на Молодежном бульваре. В день его похорон на кладбище съехались сотни людей. Среди них были бандиты и разного ранга чиновники.
— Александр и Роман Юхненко — двоюродные братья Купеевых — тоже были офицерами. Роман был десантником, а Александр — вертолетчиком. Они взяли на себя управление Купеевской группировкой после смерти кузенов, — рассказал редактор сайта TLTgorod Сергей Давыдов.
К их заслугам причисляют попытку легализовать бандитский бизнес — они открыли организацию для афганцев и как общественные деятели получали хорошие льготы от государства, а заодно и возможность отмывать криминальные миллионы. Милиция относилась к ним благосклонно до тех пор, пока не стало известно, что в одном из гаражей Тольятти организован склад с боеприпасами.
Как только милиция приехала, увидела «пещеру Алладина»: помещение ломилось от ружей, гранат, гранатометов, были и топографические карты города с детальным изображением местности. Братьев задержали, отвезли в отделение, но позже отпустили — состава преступлений за ними не нашли. Дело было в 1995 году, а спустя 3 года, 13 апреля 1998 года, в помещение афганской организации ворвались киллеры в форме милиционеров. Они приказали всем присутствующим лечь на пол и расстреляли всех, кто в тот момент был. Под огнем погибли сами Юхненко, их бригадиры и «торпеды». Роману было 26 лет, а Александру — 28.
Николай Рыбин служил при жизни братьям Юхненко и был расстрелян вместе с ними. Теперь его фигура отлита в бронзе, а сверху покрыта позолотой.
Алексей Свядощ фактически был ребенком — парню было всего 19 лет, когда его застрелили. Вслед за ним с разницей в несколько лет умерли отец и мать, на кладбище у семьи Свядощ внушительный мемориал из черного гранита.
Игорь и Дмитрий Табачковы были фигурами влиятельными в Волговской ОПГ и руководили «торпедами», то есть рядовыми бойцами группировки. Они были теми самыми бандитами, которые расхаживали по «АвтоВАЗу» в малиновых пиджаках и следили за отгрузкой автомобилей, сходящих с конвейера, и запчастей. Игоря называли Сиропчиком за открытый, юморной, легкий характер и способность договориться практически со всеми. Интересно, что официально он числился слесарем на одном из городских предприятий.
Его брат Дмитрий был совсем другим — хватким, немногословным и закрытым, о нём в принципе известно мало. Но, несмотря на такие разные натуры, судьба у них была одна — гибель от руки киллера. Только Игоря убили в 1995 году, а Дмитрия на два года позже — в 1997.
В Тольятти говорят, что гадать о причине смерти на Баныкинском кладбище большого смысла нет: видишь дорогой памятник — посмотри на год рождения и дату смерти. Если высечена середина 90-х или начало 2000-х годов, под плитой на 99% лежит жертва криминальных разборок.
Игорь Филиппов по кличке Филиппок был трижды судим: за кражу, изнасилование и умышленное убийство. В 1997 году после очередной отсидки создал свою бригаду, которая придерживалась воровских традиций. В 2003 году по решению воровского сообщества назначен «смотрящим» в Тольятти, то есть его негласным хозяином. Характер у Филиппова был эмоциональный и несговорчивый. Достаточно сказать, что в зоне он был известен как Отрицалово — заключенный, который отказывается сотрудничать с администрацией. Хотя дружеские связи с авторитетами и ворами в законе у него были крепкие.
Дружба дружбой, а деньги — врозь: 21 апреля 2005 года он был расстрелян у кафе «Линда» на улице Ярославской Комсомольского района.
Фото: Юлия Дроглева