В рамках расширенного выездного совещания Совета Государственной Думы Российской Федерации, которое состоялось под руководством ее председателя Вячеслава Володина и врио Губернатора Самарской области Вячеслава Федорищева, депутатам были представлены предложения региона по развитию регулярных речных пассажирских перевозок.
По поручению врио Губернатора Самарской области Вячеслава Федорищева о перспективах речных видов общественного транспорта и факторах, которые будут способствовать их развитию, доложил врио первого вице-губернатора Самарской области Михаил Смирнов. Он отметил традиционно высокую востребованность речных перевозок у жителей волжских городов, подробно остановился на проблемах отрасли.
Ежегодно в Самарской области речным транспортом перевозится около миллиона пассажиров. При этом речные пассажирские перевозки осуществляются только между 25 оформленными остановочными пунктами. Среди них есть как полноценные речные причалы, так и не оборудованные должным образом. При этом, например, Самара, город-миллионник, занимающий левый берег Волги, при протяженности более 30 километров имеет лишь три остановочных пункта. Новые пристани за последние десятилетия практически не создавались.
Действующий речной пассажирский флот в Самаре представлен тремя перевозчиками. Это государственное «Самарское речное пассажирское предприятие», парк которого составляет порядка 20 единиц водного транспорта (девять судов «Москва», четыре судна «ОМ», 10 судов на воздушной подушке, паром «Окский»), ПАО «Порт Тольятти», частное предприятие «Судоходная компания «Волга-Трэвел» (четыре современных судна на подводных крыльях типа «Валдай»).
Правительство области предпринимает усилия по развитию пассажирских перевозок. Флот обновляется, в том числе с использованием механизмов господдержки.
В рамках поручения Президента России Владимира Владимировича Путина от 30 июля 2023 года Самарская область стала участником программы льготного лизинга гражданских водных судов по ставке 3 % годовых на 25 лет. В сентябре 2024 года планируются к поставке в регион первые два судна проекта «Малое пассажирское круизное судно» (МПКС) вместимостью 240 человек, производства Нижегородского судостроительного завода. Еще четыре таких же судна законтрактованы к поставке в 2026-2027 годах.
В июле 2024 года в рамках поручения председателя Государственной Думы РФ Вячеслава Володина Самарская область подтвердила готовность к приобретению еще трех скоростных судов «Валдай 45Р» с поставкой в 2026 году и 2027 году (на условиях федерального софинансирования). Правительство Самарской области готово направить на эти цели 260,5 млн рублей. Соответствующая заявка уже передана в Минпромторг России.
Понимая перспективу развития скоростных перевозок как внутри региона на протяженных маршрутах, так и на межрегиональном уровне, областные власти приняли решение о приобретении в 2025 году двух судов на подводных крыльях проекта «Метеор 2020» вместимостью 120 пассажиров, также по программе льготного лизинга. Существенное обновление ожидает и портовую инфраструктуру.
«Мы планируем разработать короткие и доступные для пассажиров маршруты. Работаем над реконструкцией Речного вокзала. Планируем строительство сети малых причалов по типу компактных остановочных пунктов внутри города. Этими быстрыми корреспонденциями мы, по сути, создадим тактовое движение в границах населенного пункта в дополнение к традиционному общественному транспорту. Развитие речных перевозок даст импульс самарским предприятиям судостроительной отрасли производить суда малой вместимости от 20 до 50 пассажиров, будем направлять их на более востребованные короткие маршруты», - подчеркнул в своем докладе Михаил Смирнов.
Отдельно глава регионального кабмина остановился на вопросах совершенствования нормативной базы, необходимой для форсированного развития речных перевозок.
«Хотелось бы высказать ряд предложений о возможных направлениях нормотворческой работы, поскольку специфика деятельности по созданию компактных объектов береговой инфраструктуры сегодня формально требует соблюдения полного цикла градостроительной деятельности. Это и разработка проектной документации, и прохождение госэкспертизы. В то же время, если мы говорим, по сути, о небольших павильонах остановок общественного транспорта на воде, то было бы справедливо такие требования немного смягчить», - отметил он.
Врио председателя областного Правительства предложить рассмотреть принятие отдельного федерального закона по аналогии с 220 ФЗ («Об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»). По мнению Михаила Смирнова, это позволило бы отрегулировать целый комплекс правоотношений.
В ходе совещания Совета Госдумы председатель Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев также подчеркнул, что развитие речных пассажирских перевозок имеет большой потенциал, особенно для регионов Поволжья. Депутат напомнил, что в прошлом году выездное совещание Совета ГД проходило в Нижнем Новгороде, где как раз и обсуждался этот вопрос. По мнению Евгения Москвичева, проведение таких выездных советов в регионах позволяет депутатам держать решение вопросов на контроле.
Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн также обозначил важность подготовки кадров для речного пассажирского транспорта и развития профильных вузов.
Предложения Правительства Самарской области будут рассмотрены Государственной Думой Российской Федерации.
Автор: Редакция TLTgorod
Фото: пресс-служба Правительства Самарской области