Елена Мизулина
Комитет по вопросам семьи готовит закон, предусматривающий блокировку аккаунта в соцсетях или любой другой страницы в интернете за не удаленную в течение суток нецензурную лексику
В Государственной думе вновь подняли вопрос о борьбе с матом в интернете. Как рассказала «Известиям» глава комитета нижней палаты парламента по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, она и ее коллеги сейчас работают над поправками в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» — они предусматривают блокировку не только СМИ за нецензурную брань, но и аккаунтов блогеров в соцсетях, а также целых сайтов.
Напомним, принятый в 2010 году закон «О защите детей от информации...» уже предусматривает создание реестра интернет-сайтов, содержащих запрещенную информацию. По закону к запрещенной информации относятся только детская порнография, пропаганда наркотиков, а также призывы к самоубийству. Блокировкой сайтов занимаются провайдеры хостинга — либо сразу после надлежащего заключения Роскомнадзора, либо решения суда. Но обычно ограничение доступа к сайту — это крайняя мера. Она применяется только в том случае, если владельцы ресурса не удаляют запрещенную информацию в течение суток.
Председатель комитета Елена Мизулина считает, что список запрещенной информации нужно расширить.
— Это вызвано тем, что нам поступает очень много обращений от родителей, что чрезмерно много нецензурной брани в интернет-изданиях и социальных сетях, которые посещают дети. Родители обеспокоены тем, что у детей может сложиться неправильный стереотип, что нецензурная брань — это нормальная лексика, хотя на самом деле это далеко не так, — поясняет Мизулина.
Чтобы обезопасить детей от нецензурной лексики в интернете, депутат предлагает более основательно проработать правовую базу и внести поправки в существующее законодательство. Сайты, форумы и страницы в социальных сетях с матерными постами, которые не удаляются в течение суток, по задумке парламентариев должны вноситься в черный список и блокироваться.
— Речь идет, конечно, не о всей социальной сети, а о страницах провинившихся пользователей, — добавляет Елена Мизулина.
В марте этого года президент подписал федеральный закон «О внесении изменений в ст. 4 закона «О СМИ» и ст. 13.21 КоАП». Согласно изменениям, для СМИ, в которых допускается нецензурная лексика, устанавливается административная ответственность — штраф от 2 тыс. до 3 тыс. рублей для граждан, от 5 тыс. до 20 тыс. рублей для должностных лиц, а также от 20 тыс. до 200 тыс. рублей для юридических лиц. Однако этот закон распространялся не на все сайты, а лишь на те, которые являются СМИ. Инициатива Елены Мизулиной же заключается в том, что нести ответственность за нецензурную лексику должны абсолютно все сайты.
Член комитета Госдумы по информационной политике Вадим Деньгин (ЛДПР) поддерживает идею — он уверен, что бороться с нецензурной бранью в интернете нужно любыми способами.
— Мы должны обязать хостинг-провайдеров и владельцев интернет-ресурсов контролировать весь поток информации, выкладываемой в виде комментариев на сайте. Соответственно, если появляются комментарии с нецензурной лексикой, они должны быть удалены в течение трех дней максимум, — комментирует Вадим Деньгин.
Правда, судя по реакции других парламентариев, идея Мизулиной не будет легко принята думским большинством.
— Я считаю, что есть куда более важные проблемы, в том числе и в этой сфере. И тратить на это время и силы не стоит. Технически реализовать эти поправки практически невозможно. А если даже их примут, то способов обойти закон будет масса. Поэтому обсуждать такой вариант решения проблемы нецензурной лексики в интернете не имеет смысла, — рассуждает глава подкомитета по интернету Роберт Шлегель («Единая Россия»).
Член Совета Федерации Руслан Гаттаров соглашается, что идею Мизулиной технически невозможно реализовать.
— Если ввести такую поправку, Роскомнадзор просто захлебнется в жалобах. И заблокирует в том числе и сайт «Известий», потому что любой человек может в комментариях написать мат, — говорит он.
В Роскомнадзоре получить комментарии не удалось — в пресс-службе объяснили отказ большой загруженностью специалистов ведомства.
Категорически против идеи высказались и блогеры. Илья Варламов утверждает, что интернет и русский язык не могут существовать без нецензурной лексики.
— Можно кабель отрубить по примеру Северной Кореи, где свой особый интернет без мата, плохих новостей и неудобных фотографий. Технически возможно все. Но если руководствоваться здравым смыслом хотя бы иногда, то это очередные глупости. У нас в стране есть масса других проблем, на которые стоит обратить внимание депутатам, а не бороться с матом, — комментирует он.
Похожего мнения придерживается и другой известный блогер — Антон Носик. Он считает, что российское законодательство перенасыщено законами об интернете.
— Уже есть законы о фильтрации, о борьбе с пиратством, о черном списке и другие. И «Яндекс», и Facebook, и Twitter, и «Живой журнал», и «ВКонтакте» — всё можно закрыть по этим законам. Существующее законодательство позволяет закрыть абсолютно любой сайт в абсолютно любое время. Если вы хотите закрыть весь русский интернет, так закройте уже. А если нет, то хватит подобных законов, — говорит Носик.
30 июля в Госдуме пройдет круглый стол, в ходе которого члены комитета по вопросам семьи, женщин и детей совместно с представителями Минкомсвязи, Роскомнадзора, членами Общественной палаты и представителями интернет-сферы будут решать, как снизить количество мата в интернете. Совместно они разработают предложения, которые лягут в основу поправок в закон. Если понадобится, рассказывают депутаты, они готовы провести дополнительные круглые столы и заседания, чтобы уже в ходе осенней сессии рассмотреть поправки.
Анжелика Кутний, "Известия"