В нашем городе служба спасения работает на протяжении 13 лет. За это время произошло много изменений, но команда людей, всегда готовых прийти на помощь, осталась прежней. К слову, количество попадающих в беду горожан тоже почти одинаково каждый год.
Сегодня тольяттинская служба спасения входит в состав центра гражданской защиты. Из 176 человек спасателями работают 59 человек. В это количество не входит директор, заместитель директора и дежурные.
— В нынешнем году мы отработали более 2 тысяч вызовов, — рассказал глава городских спасателей
Андрей Дербенев "Площади Свободы". — Нам удалось спасти или помочь 946 тольяттинцам. 151 человек погиб. Как правило, люди гибнут в ДТП, в результате суицида или без помощи и в одиночестве в своих квартирах — это касается пожилых людей. Отмечу, что подобная статистика, к сожалению, стабильна.
Характер вызовов также практически не меняется. На первом месте по количеству вызовов у нас вскрытие жилища при угрозе жизни или здоровью.
На втором месте вызовы, связанные с пожарами. За 2013 год мы отработали 160 пожаров. К сожалению, каждый год нам приходится выезжать на большое количество ДТП. Если сравнивать, к примеру, с 2012 годом, то таких вызовов в нынешнем году стало даже больше. Согласно статистике, в минувшем году мы оказали помощь на 64 ДТП, в нынешнем их уже было зарегистрировано 80. Опасение вызывает тот факт, что с каждым годом транспорта в Тольятти становится больше.
— Хватает ли вам людей, чтобы успевать на каждый крик о помощи?
— Да, имеющихся в городе спасателей вполне хватает для того, чтобы оказать помощь всем, кто в этом нуждается. В нашей службе существует два отряда. Один отрабатывает все, что связано с городом: ДТП, несчастные случаи и другие чрезвычайные ситуации. Второй работает на воде. Все спасатели взаимозаменяемы. Они могут работать и в первом, и во втором отряде. На сутки заступают два отряда в количестве 10-12 человек. У каждого свои задачи. Бывает, что одни других подстраховывают.
— Когда неприятностей больше: летом или зимой?
— Зимой. Сейчас наша самая сильная головная боль — это рыбаки. За несколько последних дней удалось спасти три рыбака из-подо льда. В одном случае в районе паромной переправы человека удалось вытащить очевидцам. К нашему приезду его уже успели вытянуть на сушу с помощью веревки. Спасатели помогли завершить эту операцию. Затем человека одели в теплые вещи и передали медикам. За несколько дней до этого на сливной плотине два человека дрейфовали на льдине. Их также удалось спасти. Вообще, ситуация с рыбаками крайне напряженная. В связи с тем что сильных морозов не было, лед на воде встать не успел. Толщина его сейчас колеблется от 7 до 12 см. Обычно рыбаки выходят на судовой канал первым делом. Это место всегда считалось самым безопасным, в связи с тем что там не было течения. В нынешнем же году в этом месте небезопасно. Рыбаки же, несмотря на это, уже выходят на акваторию в районе Комсомольского района и даже напротив памятника Татищеву. Между тем ледовое поле еще не сформировалось и в нынешнем году, исходя из прогнозов метеорологов, не сформируется. Для того чтобы ледовое поле было хорошим, несколько дней должны стоять морозы до -15-20°С. У нас же температура скачет от минуса к плюсу. Из-за этих перепадов он застыть как следует не сможет. Внутри льда будут образовываться воздушные пузыри, и поле не будет однородным даже к январю. К сожалению, за каждым рыбаком мы не можем следить. В связи с этим наша служба переведена в повышенную боеготовность. Второй отряд сейчас работает двумя экипажами. Один находится в Автозаводском районе, а другой в Портпоселке. Мы ожидаем, что в ближайшие выходные снова кто-нибудь провалится.
— Какие вызовы тяжелее отрабатывать?
— Самые сложные связаны с детьми и пенсионерами. Эта категория зависит от других людей. Дети и старики должны находиться под присмотром. Нам часто приходится вскрывать двери квартир, в которых проживают одинокие пожилые люди. Они гибнут, потому что им не у кого попросить помощи. Если бы они были под присмотром, возможно, жизнь удалось бы спасти. Дети, как правило, закрывают своих родителей на балконе. Родители же при этом так теряются, что в первое время стесняются позвать кого-то на помощь. Летом еще можно помедлить, а зимой это опасно для жизни. Классика — это дети, закрывшиеся в квартире, в то время когда взрослые ушли выбрасывать мусор. Мы неоднократно рассказывали тольяттинцам о том, что нужно брать с собой ключи или выдвинуть защелку, чтобы дверь сама не защелкнулась. Однако ситуация до сих пор не меняется.
— Для всех этих операций спасатели должны быть технически вооружены, как Джеймсы Бонды…
— С техникой у нас гораздо сложнее, чем у Бонда. В течение четырех последних лет мы находились в вакууме. Средства выделялись, но нормальной, нужной нам техники мы не получали. Сейчас мы имеем возможность приобретать именно то, в чем остро нуждаемся. В нынешнем году нам удалось направить средства на техническое оснащение службы спасения: мы закупили гидравлическое оборудование, которое не могли обновить с 2000 года. Кроме того, мы приобрели оборудованный всем необходимым автомобиль «форд». В будущем году планируется приобрести еще один такой автомобиль. Помимо того что он более надежный, чем «газель», ему удастся проехать во дворах, куда часто не получается попасть более крупным автомобилям. Я считаю, что это настоящий прорыв для службы спасения.
— Уверены, что тысячи горожан хотели бы поздравить вас с профессиональным праздником – Днем спасателя. Что сказали бы вы тольяттинцам?
— Помните, что в 80% всех отработанных спасателями неприятностях виноваты, как правило, сами пострадавшие. Лишь 20% людей попадают, что называется, в «роковые» обстоятельства. Будьте здоровы и внимательны! Берегите своих близких! А мы, в свою очередь, всегда рядом.
Я хотел бы поблагодарить всех спасателей за работу. Я знаю, какой это адский труд. Отдельная благодарность нашим оперативным дежурным. Точно скажу, что самая сложная работа в службе спасения именно у оперативного дежурного. Человека, который принимает звонки от горожан. Им звонят люди, у которых случилось горе, которые находятся в стрессовом состоянии. Вычленить из слов звонящего полезную информацию, обработать ее, принять решение, отправить экипаж, затем проконтролировать его и получить максимальную информацию очень сложно. Отдельная благодарность коллегам из скорой помощи и водной полиции.