Сегодня на рынке труда Самары и области все острее встает вопрос о сложности подбора персонала. Работодатели сетуют на то, что найти подходящих квалифицированных специалистов становится труднее. Компания
HeadHunter проанализировала более 55 000 вакансий и 135 000 резюме, размещенных на сайте
hh.ru по Самарской области за последний год, и оценила напряженность на рынке труда области.
В целом, картина рынка труда выглядит вполне оптимистично. В Самаре соотношение количества резюме и вакансий составляет 2,5, в Тольятти -3 . Это считается оптимальным для рынка труда, у работодателей есть определенный выбор среди кандидатов, а соискатели не испытывают тяжелой конкуренции. Однако ситуация в различных отраслях значительно отличается. Так, особая напряженность при подборе персонала наблюдается в таких отраслях, как «Производство», «Наука и образование», «Медицина». Здесь на 10 вакансий приходится менее 15 резюме. А в отрасли «Рабочий персонал» сложилась еще более напряженная ситуация - на 10 вакансий приходится менее 9 резюме, квалифицированных рабочих очень не хватает рынку. Высокая конкуренция за кандидатов связана и с экономическими, и демографическими и технологическими факторами. Сегодня работодателям приходится активно бороться за своего кандидата.
- На первый взгляд, ситуация на рынке труда не кажется столь критичной. В целом, резюме больше чем вакансий. Но, нужно учитывать тот факт, что не все кандидаты соответствуют требованиям по опыту работы, по профилю деятельности, компетенциям и так далее. Подходящих для работодателей соискателей катастрофически не хватает. Работодатели испытывают большие сложности с привлечением линейного персонала, - комментирует ситуация Ольга Сунцова, руководитель представительства HeadHunter в Самарской области.
Высокая конкуренция за кандидатов и сложности кадрового рынка вынуждают компании предпринимать дополнительные меры. Самарские компании все больше усилий прикладывают к удержанию персонала, развитию корпоративной культуры. Также им приходится все больше концентрироваться и на внешнем позиционировании компании на рынке и формировать в глазах соискателей имидж успешной компании.
В последнее время в компаниях Самарской области начинают приобретать популярность карьерные сайты и презентационные страницы компаний на сайтах по поиску работы. Активно использует возможности по презентации своей привлекательности как работодателя компания САНОРС.
- Перед нами, как и перед многими производственными компаниями, остро стоит проблема с подбором рабочего персонала. Зачастую это профессии, на которые в учебных заведениях не учат. Например, термист, кузнец, стеклодув. Старый состав рабочих уходит, а молодежь не стремится пополнить их ряды, так как такие должности, к сожалению, не считаются престижными. Также существуют сложности с подбором технических специалистов, проектировщиков. А технологов и руководителей различных направлений со знанием специфики производства нефтехимии нам зачастую приходится привлекать из других регионов России, - комментирует ситуацию Наталья Калинина, директор департамента управления персоналом компании САНОРС. - Для решения этих проблем нами ведется большая работа по удержанию существующего персонала, а также активная работа по привлечению новых кадров. Мы стремимся улучшить условия труда, в компании работают различные соцпрограммы и меры поддержки работников. В нашей компании действуют различные проф.ориентационные программы, мы активно взаимодействуем с вузами и сузами. В условиях высокой конкурентной борьбы за персонал очень важно и позиционирование компании как стабильной и перспективной организации. Мы активно ведем PR-работу по формированию своего HR-бренда. Оказываем поддержку бюджетным предприятиям города. Стараемся достойно и привлекательно выглядеть в глазах соискателей на job-площадках.
- Многие компании уже давно ощущают сильную конкуренцию на рынке персонала и осознают необходимость в применении дополнительных усилий, - резюмирует Ольга Сунцова, руководитель представительства HeadHunter в Самарской области. - Радует, что работодатели готовы изменить свою позицию «выбирающего» на позицию активного борца за персонал. Уверена, это изменит ситуацию и компании получат некоторые рычаги управление вниманием соискателя.