Совсем недавно появились и роскошные коттеджи, которые отстроили прямо рядом с дубовым лесом, — местные смотрят на них с нескрываемой завистью.
В глаза бросаются широкие с советским размахом улицы и чистота, как на открытках из 1980-х годов. В каждом районе есть проверенные рестораны и пабы, которые местные с хорошим достатком советуют гостям. Некоторые модные места уже стали использовать свою славу и незаметно подкручивать ценники поближе к московским. Но в основном все заведения еще придерживаются лояльной ценовой политики, чтобы местные жители со средним доходом могли себе позволить поход туда хотя бы по праздникам.
При этом почти в любой части города при хорошей жаркой погоде не пропадает ощущение, что вы находитесь в курортном провинциальном городе и где-то за лесом обязательно будет море. Пусть и не совсем настоящее, но оно тут и правда есть: крупнейшее на Волге Куйбышевское водохранилище чаще называют Жигулевским — известное пиво тут ни при чем — морем. На местные пляжи по вечерам и на выходные приезжают покупаться и отдохнуть тысячи тольяттинцев. Для желающих подольше отдохнуть на Волге есть множество турбаз. Как говорят местные жители, регион пытается развивать туристические направления. И если в самом городе туристам делать, в общем-то, нечего, то его окрестности уже куда интереснее.
«АвтоВАЗ» как судьба
Градообразующее предприятие «АвтоВАЗ» расположено в Автозаводском районе, который по этой причине и самый густонаселенный. Здесь живет более половины всех жителей. Встретить в Тольятти человека, который не работал бы на предприятии или не имел бы к нему никакого отношения, практически невозможно.
От таксистов до продавцов, от бизнесменов до врачей — у каждого в запасе есть парочка историй об автогиганте.
Как рассказывают местные жители, город давно подстроился под его график: чтобы успеть на работу вовремя, выезжать приходится до того, как потоки автомобилей вазовцев устремятся на предприятие, образуя серьезные пробки. То же самое происходит и по вечерам. «Я работаю на другом заводе и приезжаю за полчаса до начала рабочего дня, — рассказывает мне водитель старенькой «пятерки», который подвез меня из одной части города в другую и категорически отказался брать деньги. — Иначе вместо 45 минут приходится ехать все полтора — очень по-московски».
Несмотря на летний позитив, видно, что горожане живут небогато. Как не раз рассказывали «Газете.Ru» сотрудники «АвтоВАЗа», простые рабочие получают
около 10–12 тыс. руб. при четырехдневной рабочей смене. В лучшие времена — это 16–18 тыс. руб. Это и есть средняя заработная плата по региону, в котором найти вакансию с большим окладом для неспециалистов практически нереально. Так, в этом году в Самарской области продолжается рост безработицы. Особенно весомый вклад в ухудшение статистики вносят Тольятти и его город-спутник Жигулевск. По данным местного издания «Самарское обозрение», под риском увольнения только с промышленных предприятий области в 2016 году находится 21,3 тыс. человек. Тем не менее, в областном министерстве труда полагают, что списки безработных пополнят 8 тыс. человек.
Настроения по поводу зарплат в городе разные. Те, кто смог устроиться получше, уверяют, что добиться можно многого и здесь. К примеру, Наталья в свои тридцать с небольшим занимает высокую позицию на одном из предприятий города, рассказывает, что приехала сюда работать после того, как выучилась в Москве.
Сейчас ее зарплата считается приличной и по столичным меркам — хватило и на приобретение загородного дома, и на хороший автомобиль.
«Не могу сказать, что я большой фанат Тольятти, — говорит Наталья. — Но я, как и большинство жителей, очень переживаю за город, стараюсь сделать его лучше. После того как в 2010 году при пожаре у нас сгорели огромные лесные массивы, люди поддерживают каждую акцию по посадке новых деревьев. У нас очень чисто, уютно и красиво. Конечно, зарплаты в городе низкие, но если ты работаешь над собой, не сидишь на месте, не тратишь время на то, чтобы себя жалеть, то сможешь многое. Я приехала сюда из города еще меньше и смогла добиться хорошего места».
Некоторые сотрудники «АвтоВАЗа» придерживаются куда более пессимистичных взглядов. Так, инженер Константин жалуется, что, несмотря на его квалификацию, знание иностранного языка и напряженную работу, получает он все равно около 16 тыс. руб., что маловато для парня 25 лет с ипотекой.
«Когда я уезжал в отпуск, мне постоянно звонили коллеги, спрашивали совета, иначе встало бы оборудование и сорвались бы сроки поставки комплектующих, — рассказал Константин «Газете.Ru». — А толку никакого. Все равно работаем по четыре дня в неделю, в пятницу приходится подрабатывать чем могу. В основном это ремонт техники.
Друзья таксуют — больше особо заняться в городе нечем. Кажется, что полгорода — это таксисты.
Правда, скоро должен открыться крупный строительный торговый центр — это сразу же около 1 тыс. вакансий на любой вкус. Таких бы компаний в городе побольше. Ведь очень хочется работать в полную смену и силу, но такой возможности нет. Мой брат работает в Москве, звали и меня, предложили высокую зарплату, квартиру. Но не отпускает пожилая мать. Говорит, что одного сына не видит, боится, что так же будет и со мной. Если на «АвтоВАЗе» ничего не улучшится, придется все-таки уехать».
Бывшая сотрудница «АвтоВАЗа» пенсионерка Светлана более 20 лет проработала на предприятии в цеху по производству «Нивы», а сейчас трудится в сфере услуг. «У меня неплохая пенсия, и работу я нашла по душе, так что не думаю жаловаться», — сказала жительница города корреспонденту «Газеты.Ru».
В свою очередь, глава агентства «Автостат» Сергей Целиков, который всю жизнь проработал в моногороде, уверен, что всем, кого сейчас не устраивает жизнь в Тольятти, нужно бежать из города. Лучше тут, по его мнению, в ближайшее время не станет.
«Если у людей есть возможность, то нужно уезжать, — говорит Целиков «Газете.Ru». — В Самару, в другие регионы, в Москву, которая пока все еще резиновая, попробовать за границу.
Если совсем никак, уезжайте за город, выращивайте картошку, огурцы. Градообразующее предприятие рано или поздно встанет на путь дальнейшей оптимизации, интеграции в мировой автопром, а это будет означать новые сокращения. Сейчас на предприятии борьба идет между эффективностью и социальной составляющей, но у нас капитализм, люди должны этот осознавать. Чтобы сохранить свои места, одно нытье не поможет, никто о вас заботиться не будет.
Нужно развиваться, получать дополнительные навыки, учить языки и работать по-московски — с утра до позднего вечера.
Помимо завода есть технопарки — «Жигулевская долина», другие проекты. Там везде нужны мозги, люди, которые умеют создавать, специалисты высокого уровня. С другой стороны, сделать так, чтобы 720 тыс. человек, собранные вместе благодаря «АвтоВАЗу», распределились по другим видам деятельности, конечно, будет непросто».