Владимир Каданников с женским коллективом АВТОВАЗа
Скоро городская дума назовет очередного почетного гражданина Тольятти. С 1880 года по 1916-й звание получили 12 человек. Статистика условная, поскольку полных данных у меня нет, то есть удостаивали такой чести в среднем раз в три года.
В 1967 году звание получили сразу четыре человека в связи с юбилеем города - 230-летием основания Ставрополя-на-Волге. Обратите внимание, кого удостоили: краевед, отличник просвещения; каменщик, ударник труда, орденоносец; врач, принявшая 14 тысяч родов - ни одного случая материнской и младенческой смертности.Ну и четвертый -председатель райисполкома: куда же без него в те времена.
Потом 14 лет звание не присваивали. А в 1981 году присвоили Николаю Семизорову, начальнику «Куйбышевгидростроя», фронтовику,под его руководствомпостроеныАвтоград и ВАЗ.
Дальше процесс присвоения уже не останавливался: за 36 лет (с 1981 по 2017 год) звание получили 42 человека. Сравните с дореволюционным темпом.
Провел опрос среди школьников - практически никто не назвал ни одного почетного гражданина, не знают даже Виктора Полякова. Причина понятна: присвоение звания формализовано, широкая общественность города в отборе кандидатур не участвует. Да и сам статус почетного гражданина не используется в местной идеологии, пропаганде, историческом и культурном коде города. «Институт» этого звания не задействован в социальной, педагогической патриотической и всякой иной деятельности. Поэтому у меня три очень важных предложения:
1) Присваивать звание раз в три года, одному человеку. За этот срок выбор кандидатур сделать публичным, с привлечением городской общественности;
2) Комиссию по присвоению, как закрытый кулуарный междусобойчик - ликвидировать;
3) Присвоение обсуждать и утверждать городской думой с участием представителей всё той же общественности.
Для повышения статуса звания, чтобы задействовать его в активном воздействии и влиянии почетных граждан на историю города, на сознание горожан, на воспитание местного патриотизма, гордости за Тольятти, предлагаю открыть музей почетных граждан, сделав его интерактивным, мобильным, с прямой и обратной связью с молодежью, школьниками.
На мое предложение уже откликнулась администрация города, пообещав помещение. Есть некоторые сложности с финансированием, но при активной серьезной поддержке вопрос вполне решаем.
Мои разговоры с почетными гражданами подтвердили их готовность и заинтересованность, кроме... И вот тут я должен (обязан) сказать еще раз о выборе кандидатур.
В 2013 году звание присвоили Владимиру Каданникову. Сейчас он живет на два города, две страны: в Москве - апартаменты, в итальянском Сан-Ремо - вилла. Я созвонился с ним. То, что произошло дальше, в общем-то, можно было ожидать.
Когда-то я вступил с ним в резкую полемику (написал даже статью) из-за нехороших высказываний в адрес инвалидов (видимо, он из тех, кто думает, что сия чаша его минует и болезни обойдут стороной). Мое неприятное впечатление об этом человеке подтвердил бывший личный охранник Бориса Ельцина Александр Коржаков в своей книге «Бесы 2.0». Он пишет: «В 1994 году большим тиражом вышла книга Ельцина (понятно, что писал не Борис Николаевич) «Записки президента», увесистый том на мелованной финской бумаге. «Проходит какое-то время, и мы узнаем: книгу оплатил руководитель АВТОВАЗа Владимир Каданников... Звоню Каданникову:
- Вы сколько денег на книгу Ельцина дали?
- 600 тысяч долларов...
Даже я ахнул: Такие деньжищи...»
В 1994 году Каданников стал президентом АВТОВАЗа. Вряд ли он такую сумму достал из своего кармана, это же 600 автомобилей по тем ценам. Каданников с Борисом Березовским создали «ЛогоВАЗ» под видом автоматизации производства. На деле же эта хитроумная фирма стала самым крупным дилером, получала до 10% автомобилей, да еще с отсрочкой платежа, который частенько вообще не выплачивался - миллионные суммы шли понятно кому.
Потом «дуэт» организовывал компанию «АВВА», якобы для строительства автозавода. Огромное количество облигаций продавали через запутанную схему, чтобы нельзя было понять, кто настоящий владелец. Чем кончилась всё это, тольяттинцы помнят, надеюсь.
Но и тут Березовский не остановился: появился реэкспорт, когда машины фиктивно «переезжали» границу и возвращались подорожавшие, а так как иностранные дилеры имели отсрочку по платежам (до года), представьте, что творилось. Не буду называть известные фамилии, в том числе братков, которые во всём этом мошенничестве участвовали. Долг «АВВА» составил 1,2 миллиарда долларов, после чего ее объявили банкротом.
ВАЗ не рассчитывался с поставщиками, не платил налоги, задерживал зарплату.
Каданников «проталкивал» СП «Джи-Эм», где возглавлял совет директоров. «Шевроле-Нива» до конвейера ВАЗа так и не дошла. Иностранцы, желавшие акционироваться ВАЗом, не могли понять, с кем вести разговор, кто владелец завода. Всё могло закончиться плохо. Каданникова вызвали в администрацию президента, заставили уйти в отставку (могли и посадить), ну а дальше - это уже другая история.
Это я еще молчу про известную темную историю с водителем Каданникова, про банковские дела, про скандал с любовницей, ставшей директором известного московского театра - много чего было... Поэтому я удивился, когда ему дали «почетного».
Осталось рассказать о нашем телефонном разговоре. Позвонил, услышал безразличный набор слов в ответ на предложения начать работу по повышению статуса почетного гражданина и о создании музея.
- Мне это не надо, не интересует, участвовать не буду. Я еще почетный гражданин Самарской области, ну и что? - вяло отозвался Каданников.
Я не выдержал и спросил:
- А зачем соглашались стать «почетным»?
- Дали - я взял.
Вот и спрашиваю еще раз: зачем дали?!
Сергей Дьячков