Цена марок, которые приобретают филателисты для своих коллекций, зависит не только от их возраста и степени сохранности. Самое важное качество для ценного экземпляра – его редкость. Именно она определяет, насколько высоким будет спрос и, соответственно, цена продажи и покупки. Известны случаи, когда на аукционных торгах ставки намного превышали первоначальную цену потому, что интерес коллекционеров оказался очень велик. Так и появился рейтинг самых дорогих марок, в который включены лоты, проданные на крупных современных аукционах за максимальную цену. «Британская Гвиана» – самая известная и дорогая марка в мире. Еще совсем недавно ее стоимость оценивалась по каталогам в 935 000 USD, поскольку последний
аукцион марок, где ее продали состоялся в 1980 году. Однако 34 года спустя, на аукционе «Сотбис» ее выставили на продажу снова, и цена сделки составила почти 9,5 млн USD. Эта марка номиналом в 1 цент была отпечатана в английской колонии в Южной Америке, имеет оригинальную форму восьмиугольника, а главная ее ценность состоит в том, что известен только один сохранившийся экземпляр из небольшой серии, выпущенной в 1856 году. Его подлинность удостоверяется собственноручной подписью почтальона.
Три марки стали известны, благодаря ошибке цвета, допущенной при печати. Это марка Сицилийского королевства 1859 года (вместо желтого цвета ее напечатали в синем), шведский «Желтый трехскиллинговик» 1855 года (номинал 3 скиллинга по стандарту печатался зеленым), черная марка Великого герцогства Баден 1851 года (вместо бумаги розового цвета по какой-то причине использовали сине-зеленую). Согласно последним продажам на аукционах, стоимость каждой марки превышает 2 млн USD. Известно о существовании всего 2-х экземпляров сицилийской, одной шведской и одной негашеной баденской (+3 гашеных).
Оценка марки по итогам последнего аукциона не всегда соответствует ее современной стоимости. Так, например, голубая марка острова Маврикий («Голубой Маврикий») была куплена за 1,15 млн USD в 1993 году. С того времени в продажу поступали только гашеные, намного более дешевые экземпляры, а все чистые хранятся в музеях. Сколько они могли бы стоить, попав на торги – неизвестно, хотя очевидно, что намного больше, чем раньше.
Итоговая цена, за которую были проданы все вышеназванные экземпляры сложилась не столько из достоинств самих марок, сколько из интереса к ним состоятельных коллекционеров. Конечно, историческая ценность и уникальность тоже сыграли свою роль. В дальнейшем приобретенная ими репутация «самых дорогих марок» может сделать их цену еще выше, если кто-то из владельцев решить продать раритет. А вот в случае неожиданного появления на рынке других аналогичных экземпляров (исключать ее нельзя) стоимость должна значительно понизиться, хотя такое случается крайне редко.