Несмотря на случающиеся коллекторские «триллеры», связанные с невыполнением гражданами обязательств по договору займа до зарплаты, рынок МФО все же
далеко не столь антигуманен, как может показаться. Налицо - растущее желание работать «по-человечески» большинства крупных игроков.
Игра по-джентльменски
Внесение Госдумой поправок, закрепляющих максимальное начисление процентов в четырехкратном размере к телу основного долга, часто оценивается как «долгожданное». Однако примечательно, что некоторые компании — например, ООО МФО «Займер» (онлайн-сервис, позволяющий взять займ с любой кредитной историей) — уже следовало данному принципу по собственной инициативе. При этом в деятельности организации есть и такой шаг навстречу клиенту, как, например, списание процентов при его госпитализации. Да и в целом: многие МФО предлагают по истечении срока договора и при невозврате займа переоформить договор на аналогичный срок, если будут уплачены только проценты.
Конечно, объяснять такую политику стоит не «благотворительностью», а, скорее, спецификой работы МФО в условиях повышенных рисков. По данным RAEX, в прошлом году общая доля "безнадежных" долгов микрофинансовых компаний составила 39% от портфеля займов. На 1 апреля 2016 года россияне задолжали МФО 1 трлн рублей, сообщает Банк России.
Большая доля «плохих» долгов всегда будет неотъемлемым атрибутом микрофинансовых организаций. Примечательно другое — в этих непростых условиях, когда клиентам предлагается взять займы онлайн с любой кредитной историей, рынок МФО однозначно склоняется к игре по «цивилизованным» правилам. Добровольно или по условиям "игры" - это уже другой вопрос.
Даже такая, казалось бы, безальтернативная сторона деятельности МФО, как взыскание долгов, оказывается не столь уж и «священной коровой». Ряд крупных игроков помогают населению вспомнить обещанное по займу до зарплаты силами своих отделов по урегулированию задолженности — конечно, исключительно законными методами. "Так контролировать законность действий взыскателей на каждом этапе взаимодействия с должником проще. И лояльность клиентов сохраняется" - прокомментировал глава "Займера" Сергей Седов.
Прицел на будущее
Уход от имиджа ростовщиков и обеспечение доступности финансов для населения — это, по версии журналистов Bankir.ru, для МФО сегодня приоритет. Для этого микрофинансовый бизнес должен не просто обеспечивать «займ через Контакт» или «займы на Яндекс-кошелек», но и организовать настоящий диалог с клиентом. Работа, конечно, предстоит немалая. Согласно исследованию портала Zaim.com, у 55% проверенных компаний нет специального отдела или сотрудника для разбирательств с жалобами и претензиями; к 44% не удается дозвониться с первого раза и всего лишь 43% имеют свои страницы в соцсетях.
А между тем все эти каналы общения с клиентами - тоже признак цивилизованного рынка в общем, и признак серьезных финансовых компаний в частности. Кроме того, это и способ поддержания лояльности заемщиков к МФО: кто поспорит, что доверия у россиян будет больше к той организации, которая ведет диалог с клиентами круглосуточно? Если говорить о соцсетях, сегодня там можно не просто обнаружить рекламу займов на «Яндекс»-кошелек или займов через «Контакт», но и убедиться в стремлении МФО к выполнению доселе несвойственных общественных функций. Например, найти истории подписчиков о близких — участниках Великой Отечественной войны или познакомиться с работами, присланными на фотоконкурс в честь Дня матери. Остается надеяться, что подобные «благородные» черты рынок продолжит обретать и впредь.
Иван ДАДОНОВ