Каждая компания — это не только активы, финансовые отчеты и прибыль, но и репутация. Как ни странно может прозвучать, но ее можно даже оценить! Гудвилл — это не просто что-то эфемерное, а нематериальный актив, экономическое определение деловой репутации конкретного предприятия, его связей и контактов, завоеванного престижа. Например, 96% рыночной стоимости Coca-Cola составляют нематериальные активы, ведь все прекрасно знают, что первоклассный сервис, качественный продукт и деловой имидж — превыше всего. Kraft Foods Inc. продали в 1988 году за $13,6 млрд. Это в 4 раза больше, чем балансовая стоимость фирмы. При оценке или продаже компании оценивается также прибыльность в будущем, узнаваемость бренда и торговой марки, а также другие факторы.
Гудвилл используется не только в рыночных операциях (его оценка влияет на конечную цену предприятия), но и в бухгалтерском учете для отражения стоимости компании. Его учитывают не только при покупке, но и при слиянии и поглощении. Его процесс формирования — не простой и иногда бывает длительным, ведь налаживание контактов, завоевание доверия и положительного отношения контрагентов, формирование широкого круга клиентов и потребителей, создание позитивной репутации, использование маркетинговых стратегий и социальных сетей для продвижения, запуск рекламных кампаний, благотворительные акции и спонсорство — долгосрочные действия. Оценка и признание гудвилла в финансовой отчетности всегда проходят правильно и легко, если бухгалтер обладает большими знаниями и опытом. Чтобы всегда знать о последних изменениях в законодательстве, необходимо не только читать профильную литературу, но и посещать
курсы бухгалтеров 1С.
Если отталкиваться от МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса», то после покупки нужно признать гудвилл как актив и оценить его по фактической стоимости. Разобраться с тонкостями международных стандартов помогут
https://stimul.kiev.ua/ - курсы бухгалтерского учета. Важно, что такой актив ежегодно проходит тест на обесценение согласно всем требованиям МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов». Это значит, что нужно сравнить возмещаемую стоимость приобретенного гудвилла с его балансовыми показателями, поскольку она подвергается неравномерным колебаниям. В соответствии с П(С)БУ 19, если в результате приобретения компания ликвидируется, гудвилл отражается в балансе. Его можно оценить, взяв за основу признаки возможного обесценивания, и отразить в балансе. Или же списать, если он не отвечает признакам актива, а также не начислять по нему амортизацию. Чтобы отобразить в учете, необходимо воспользоваться Инструкцией №291, в которой сказано, что счет 19 «Гудвилл» состоит из двух субсчетов: 191 «Гудвилл при приобретении» и 193 «Гудвилл при приватизации (корпоратизации)». Чтобы правильно его отразить в финансовой отчетности, воспользуйтесь дополнительной статьей «Гудвилл» (строка 1050), а его стоимость — в строке 1055.