Любая пенитенциарная система не определяет наказание как самоцель. Наказание – средство, а цель – исправление и возвращение обществу полноценных её членов. Однако на деле всё получается с точностью «да наоборот». Места лишения свободы оказываются не местом исправления, а скорее, школой будущих преступников.
Чтобы избежать этого, вся исправительная система в обществе должна быть связана с системой воспитания и образования, а точнее, являться частью этой системы. И основой её может стать институт судей.
Для чего необходимо такое внимание уделять вопросам образования и воспитания? По мнению каббалиста
Михаэля Лайтмана, члена Всемирного Совета Мудрецов, автора нескольких десятков
книг по каббале, окружающий мир меняется, меняются отношения в обществе. И человек просто обязан развиваться в соответствии с этими изменениями, мотивируясь законами высшего управления. При этом изучение этих законов и соответствие им должно стать основой всей системы воспитания и образования.
Почему? Человек в отличие от животного нуждается в обучении. Это животное подчиняется инстинктам, которые получает с рождения и которые определяют его природу. А вот в человеке инстинкты занимают лишь маленькую его часть. Человек рождается, фактически, как «чистый лист» и первые двадцать лет своей жизни интенсивно развивается под воздействием, в основном, социальных факторов.
Если животное мы сравним с калькулятором, где изначально заданы цифры, арифметические действия и некоторые математические функции, то тогда человек – это компьютер с совершенно чистым жёстким диском, которому, по мере расширения спектра задач, требуется установка дополнительного программного обеспечения и увеличение объёма памяти. А если продолжить аналогию, то он ещё способен соединяться в сети, как в локальные, так и в глобальные. Задача – сделать так, чтобы база данных и программное обеспечение каждого компьютера способствовали максимально эффективному функционированию единой глобальной сети.
И здесь особое значение играет роль системного администратора, который, в случае сбоя в работе одного из элементов сети, диагностирует проблему и выбирает методику её устранения. Аналогичную задачу в человеческом обществе должны решать судьи. То есть, если действия человека наносят вред обществу, задача судьи – определить причину такого поведения и принять меры для её устранения.
Принцип «незнание закона не освобождает от ответственности», уместный в обществе, живущем по принципу «человек человеку волк», превращает систему исправления в систему исполнения наказаний, то есть государство отталкивается не от задачи вернуть обществу полноценного члена, а ставит целью вызвать у человека страх перед возмездием: «чтобы неповадно было!».
В обществе, живущем в соответствии с законами высшего управления, судья – это человек, изучивший эти законы, глубоко понимающий их «душу», и умеющий объяснить пользу или вред от того или иного действия для природы и общества. И если у человека по каким-либо, не зависящим от него причинам, например, в результате болезни, возникает пробел в образовании, тогда в дело вступает судья.
Он как врач, который определяет курс лечения для больного. Курс лечения, а не операцию! То есть наказание – это добровольное исправление, а не принудительное удаление из общества. В качестве мер воздействия можно использовать штрафы, специально подобранные общественные работы, обучающие программы. Главное для судьи понять причину совершения проступка, определить пробел в воспитании и пути его устранения.
Если же человек, пройдя систему исправления, повторно совершает преступление, то спрос уже с судьи, который должен в совершенстве разбираться как в психологии личности, так и в социальной психологии, и должен уметь объяснить обязательность исправления так, чтобы сам нарушивший закон понял и принял решение как необходимое. И на судье должна лежать полная ответственность за то, чтобы человек в дальнейшем не совершал подобных нарушений.Наука, изучающия законы природы, лежащие в основе мироздания открыта для изучения.
Курсы каббалы в Киеве начали запись слушателей уже сегодня.
И.Шейнин