«Кстати, мы с Марком пару лет назад пересеклись на одном мероприятии, где он был ведущим, и даже спустя 25 лет он был безупречен», - рассказывает она. «Он так же талантлив, как и в первый день создания нашего тандема. Мы по-прежнему поддерживаем общение, и я не перестаю повторять ему, как я рада, что именно он стал тогда моим наставником».
Недавно мы обратились к диджеям из разных уголков страны с одним и тем же вопросом: кто был вашим наставником? И как именно он учил вас тому, что такое хорошо и что такое плохо - как в самом ремесле, так и в ведении бизнеса?
Брайан Дойл из Denon&Doyle Entertainment, Пачеко, штат Калифорния, утверждает, что его знакомый диск-жокей Энди Эбон с Области Залива Сан-Франциско, у которого он приобрел свой бизнес, и был по совместительству его наставником. Более того, Дойл, в свою очередь, теперь занялся наставничеством начинающих артистов в этой сфере.
В настоящее время Дойл занимается обучением своего партнера по бизнесу, Патрика МакМайкла, а также Марка Хаггерти, давнего знакомого, который сегодня работает менеджером по постановочной части и организации мероприятий в той же компании.
«Первое, чему я научился у Брайана Дойла, - выбирать музыку не сообразно собственным вкусам, а исходя из желаний и потребностей клиента», - делится Хаггерти. «Звучит проще простого, но на деле, чтобы уловить музыкальные чаяния толпы, требуется недюжинный талант. И если в этом диджей преуспевает, ему гарантированы восторженные отзывы».
«Когда вы обращаетесь к аудитории, всегда смотрите людям в глаза. Так вы узнаете, слышат ли вас. Ведь могут быть проблемы с настройками громкости звука, или ваши клиенты – люди того типа, что настолько увлекаются разговором, что голос ведущего воспринимают как белый шум».
«Возможно, вам придётся какие-то важные моменты озвучить несколько раз. Например: «прошу за стол» или «прошу гостей проследовать на улицу для совместного фото с женихом и невестой».
Хаггерти вспоминает, что привычку следить за реакцией гостей во время речи привил ему его наставник Дойл. И это же, по его словам, помогает определить музыкальные предпочтения целевой аудитории.
«Раньше мы высылали клиентам примерный список треков, чтобы они могли определиться с предпочтениями, - рассказывает он, - но это часто создавало проблемы. Клиенту могло показаться, что раз в списке есть пункты, которые ему не нравятся, всё что мы предлагаем - не ахти. То есть, мы невольно настраивали его на негативную волну, вместо того, чтобы сосредоточить всё внимание на тех композициях, под которые гостям хотелось бы танцевать на мероприятии.
«При оценке примерного списка не надо быть слишком буквальным и готовиться к тому, что на деле от вас потребуется нечто совсем иное. Как бы вы ни подготовились, никто не гарантирует, что всё пойдёт по плану. Во-вторых, если вы заранее согласовали треки, вы как бы снимаете с себя ответственность за то, что звучит из динамиков. Это хорошо, потому что исключает претензии, но и тех восторженных отзывов, которые даёт импровизация, не видать.
Хаггерти утверждает, что Дойл также непременно требовал тестировать всё оборудование сразу после установки.
«Вы же не хотите, чтобы гости застали вас за устранением неполадки в последний момент», - замечает он. «Брайан научил меня всем этим крупицам мудрости и, сказать по правде, я прямо-таки слышу, как он говорит мне всё это».
Когда Денни МакКоннелл начал сотрудничать с Music to You Entertainment в середине 1970-х, он сказал, что в Рединге, штат Пенсильвания, ведущих мероприятий было не так уж много. И по этой причине ему приходилось изучать ремесло опытным путём, наблюдая за работой других диджеев.
«Да, можно сказать что я самоучка», - говорит МакКоннелл. «Я посещал Billboard Disco Conventions с 1975 по 1978 год в Нью-Йорке, а затем в Лос-Анджелесе».
А потом Макконнелл встретил Энди Эбона, артиста из Северной Калифорнии, который также обучал Брайана Дойла.
«Я встретил Энди Эбона, и у нас получился прекрасный тандем», - вспоминает Макконнелл. «Ему понравился мой стиль, а мне импонировало то, что он делал и чему учил. Энди хотел, чтобы я переехал в Сан-Франциско и стал его партнером, но както не сложилось, потому что у меня как раз родился ребёнок, а цена однокомнатной квартиры в Сан-Франциско в то время составляла более 800 долларов в месяц.
«Я полгода решался на этот шаг, но так и не собрался. Поэтому с 1978 года до первой DJ Expo DJ Times [в 1990 году] я учился методом проб и ошибок. Именно тогда я встретил Джонни Розза, Берни Ховарда, Роксану и Джеффри Грина и узнал от них массу полезного, особенно от Розз».
Во время работы непосредственнно с насттавниками, которых он встретил на DJ Expo, Макконнелл приобрел гораздо больше знаний, чем за все годы своих самостоятельных экспериментов.
«Да, я посещал все DJ Expo, которые когда-либо проводил DJ Times, и за 27 лет я каждый раз открывал для себя что-то новое», - говорит он. «И да, я успешный диджей вот уже 43 года».
Кевин Портер из Elite Entertainment, в Рок-Хилл, штата Южная Каролина, говорит, что в бизнесе он с тех самых пор, как его знакомый диджей Дуэйн Фармер случайно запланировал два мероприятия на одно и то же время.
«Дуэйн на деле научил меня только тому, как надо развлекать клиентов, а вот по части ведения бизнеса он не очень-то был полезен», - отмечает Портер. «Сказать по правде, я и по сей день пользуюсь одним из первых его советов, - как правильно выкладывать музыку слоями, как пирог: вы начинаете мероприятие в определенный час и играете три песни какого-нибудь жанра, затем еще три песни другого жанра и так далее. По мере того, как проходит вечер, жанры или количество песен в каждом из них могут меняться, но с началом нового часа вы меняете / смешиваете последовательность этих жанров».
Портер отмечает ещё одну заповедь от Фармера - никогда не включай медленную композицию в начале или в конце часа, если только вы не хотите, чтобы гости сбежали с танц-площадки.
«Он также научил меня практиковать импровизацию. Для этого я тренируюсь придумывать рекламные слоганы для встречающихся на пути билбордов, пока мотаюсь по городу», - делится он. «Каждая идея должна быть свежей, и укладываться в строгий тайминг в 15-30 секунд».
Вернувшись в Нью-Йорк, ди-джей Майк Мелис из Итаки рассказал о том, что и ему доводилось быть наставником и, в свою очередь, передавать знания начинающим диджеям.
«Все свои знания получил в 2003 году у одного из топовых диджеев с севера штата Нью-Йорк и по совместительству своего давнего друга Саймона Сеза», - вспоминает он. «Когда я только начинал карьеру, все видные диджеи пользовались двумя проигрывателями Technics и микшерами, так что я научился и микшировать, и работать скрэтчами, и жонглировать битом, и т. д.»
Но на новый уровень карьера Мелиса вышла не только благодаря приёмам от Саймона Сеза. «О том, как вести бизнес, я узнал, поработав в сфере продаж, маркетинга, а также методом проб и ошибок», - рассказывает он. «Своим делом надо гореть, придерживаясь при том самых высоких стандартов и сохраняя готовность учиться и совершенствоваться, - это и есть формула успеха»..
«Некоторые из лучших известных мне диджеев, так и не сделали себе имя, потеряв настрой и желание совершенствоваться. Ведь все хотят работать именно с тем человеком, у которого глаза горят воодушевлением».
В настоящее время Мелис обучает своего хорошего друга Пола Манзари, чтобы помочь поднять его бизнес на новый уровень. Мелис делится: «Пол - живое доказательство того, что тяжелый труд и вдохновение как магнит притягивают успех».
Во время работы K.C. KoKoruz в Чикаго, ему встретились несколько наставников, которые и помогли ему поднять The Keith Christopher Entertainment Group до нынешнего уровня.
«Я работал на Майка Кланчика в Mobile Music Systems, когда учился в колледже», - вспоминает он. «Он был тем самым диджеем, которого наш студенческий клуб нанимал для вечеринок, и несколько моих собратьев из Theta Chi ушли работать на него. Так что я просто к ним присоединился.
«Он дал мне базу, научил тому, как настраивать звук, освещение и т. д. Он же поделился техниками работы с проигрывателем и ещё тем, как правильно управлять собственным голосом, чтобы привлечь внимание гостей».
KoKoruz говорит, что свой всё более успешный бизнес под руководством Кланчика он строил по принципу сквозных продаж, ну или что-то вроде того.
«Мы связывались с женскими и мужскими университетскими клубами, - вспоминает он, - общались с работниками социальной сферы, которые нанимали диджеев для проведения мероприятий. Мой наставник Майк также научил меня, как продавать проведение свадебных торжеств, хотя они и не входили в его основную клиентскую базу».
Позже КоКоруза научил искусству микширования Хорхе Суарес, диджей из чикагского клуба известный как «Jungle». «Так случилось, что в старшей школе я учился вместе с его братом, и именно так мы и познакомились.
«После того, как я покинул Mobile Music и основал свою первую диджейскую компанию, я посетил DJ Expo 1992 года в Чикаго. Именно там я впервые встретил Джона Розза. На том же шоу я увидел и Энди Эбона. Что меня впечатлило в этих двоих, так это то, как мало они говорили о себе и как просто они рассказывали о секретах своего ремесла. Они были теми людьми, которые добились того уровня, к которому стремился и я».
Вспоминая о своём первом опыте на DJ Expo, КоКоруз рассказывает, что взл визитки у всех выступавших, а после конференции позвонил каждому из них. В свою очередь, эти успешные диджеи делились брошюрами, формами и т. д. И, что самое важное, делились знаниями с начинающим 22-летним диджеем.
Двадцать пять лет спустя КоКоруз рассказывает, что он до сих пор регулярно общается с обоими своими наставниками. «Я вдохновлялся энергией и сценической работой Джона Розза. Я вел себя более чем уверенно в роли диджея, но я никогда не был тем МС, который сам присутствовал на танцполе, увлекая гостей петь и хлопать в такт музыке.
«И Энди Эбон помог мне обнаружить в себе любовь к маркетингу. Мы неоднократно признавались друг другу, что мы оба видим свою индустрию глазами продаж и маркетинга, ведь прежде чем провести эффектное мероприятие, надо сначала его заполучить».
Когда Майк Уолтер из Elite Entertainment в Тинтон-Фолс, штат Нью-Джерси, начал работу со Star DJ"s в конце 1980-х, его первыми наставниками стали именно владельцы компании Джон Мерфи и Рик Галди.
«Они научили меня всему, что я знаю», - признаётся он, - «но, я думаю, тут важен тот факт, что умения мастеров в нашем деле несложно скопировать. Научить ремеслу не трудно, и при этом вы можете создать команду последователей».
Как позже случилось, Уолтер всё то же самое повторил с Elite Entertainment, из которой он создал одну из самых серьёзных развлекательных компаний Восточного побережья. Кроме того, он использовал свой статус успешного диджея, часто выступая с презентациями и тренингами, предлагая своего рода формальное наставничество. Как он сам признается, большая часть его вдохновения и навыков - от его собственных неизменно полных энтузиазма и хорошо подкованных в бизнесе наставников.
Хорошая карма или стартовый капитал – как ни называйте – хороший наставник был и остаётся решающим фактором успеха в нашей отрасли.
Материал предоставлен диджейским магазином AllForDJ (https://www.allfordj.ru), где вый найдете любое профессиональное оборудование для проведения вечеринок, концертов, корпоративов и свадеб.