Ленточный конвейер в зависимости от назначения может быть технологическим или транспортным агрегатом. В первом случае транспортер является составной частью общей технологической линии поточного производства, на которой выполняются производственные операции. Во втором случае ленточный конвейер служит для транспортирования грузов из одного или нескольких пунктов в другой. Возможно сочетание тех и других функций в одной машине, особенно у толкающих конвейеров.
Для технологических транспортеров скорость определяется ритмом производственных операций. Для конвейеров, обслуживающих холодильные, сушильные или испытательные установки, технологические процессы скорость определяют заданным режимом времени охлаждения, сушки и других операций. Для транспортных ленточных транспортеров скорость выбирает конструктор в зависимости от массы грузов, заданной производительности и способа загрузки и разгрузки конвейера. Обычно скорость принимают в пределах 5—25 м/мин. Для грузонесущих и толкающих ленточных транспортеров максимально допускаемая скорость транспортирования при самых благоприятных условиях не превышает 32 м/мин. Принятая скорость должна соответствовать нормальному ряду скоростей типового оборудования по ГОСТ 5946—66. В конвейерах новых конструкций имеется стремление к повышению скорости движения ходовой части, например, у толкающего конвейера с двухшарнирной цепью фирмы Агротехресурс — до 55 м/мин. Повышение скорости позволяет увеличить производительность транспортера, сократить время доставки и ускорить оборачиваемость складируемых грузов. Однако увеличивать скорости можно только для грузов, имеющих определенную массу, габаритные размеры и назначение и при условии обязательного выполнения необходимых мероприятий связанных с безопасностью. При скоростях более 30 м/мин к оборудованию и аппаратуре управления транспортером предъявляют высокие требования: повышенная точность подшипников катков кареток и тележек; пластмассовая или резиновая футеровка ободов катков (для амортизации ударов и снижения шума), так как металлические катки по уровню шума можно применять до скорости 25 м/мин; большие радиусы поворотных устройств; число зубьев звездочек — 15—17 и более; прямолинейные гусеничные приводы; повышенная точность изготовления и монтажа путей, стрелок и передач. При скорости более 40 м/мин возникают трудности при переработке информации в электросхемах управления конвейером. Становится ненадежным использование типовых путевых выключателей и реле — необходим переход на специальную аппаратуру, приспособленную к особо кратковременным воздействиям; затрудняется разгрузка и загрузка подвесок. Расчетная скорость основного транспортера определяется в зависимости от исходных данных и порядка комплектации транспортируемых грузов. В большинстве же случаев такая скорость не нужна, например транспортер, которым комплектуются картофелеуборочный комбайн навесного типа, работает на скорости пять-шесть м/мин. Часто на транспортере перемещаются грузы, которые крепятся на нескольких подвесках. В таком случае используют схему размещения всего объема грузов на группе подвесок в количествах, нужных для полного укомплектования одного изделия в заданном порядке. Например, для комплектации одного продукта нужно переместить один груз А, четыре груза Б (по 2 шт. на одной подвеске), два груза В и один груз Г. В этом случае транспортер будет укомплектован из шести тележек с подвесками, без учета резерва. |