2016 год станет щедрым на нововведения в сфере ПДД. «Умные» камеры, фиксирующие поворот из ненадлежащего ряда, скидки при быстрой оплате штрафов, запрет на оборот бензина ниже класса Евро-5, ужесточение требований к сдаче экзамена в ГИБДД — это далеко не все изменения, которые коснутся каждого автолюбителя. В ближайшее время Госдума рассмотрит новые законопроекты, в числе которых — лишение прав за разговор по мобильному за рулем, введение новых санкций для мотоциклистов и тестирование на наличие алкоголя без присутствия понятых. Эксперты
Avtoset.net анализируют, что нас еще ждет в 2016 году
Принятые поправки в законодательство
Скидки на оплату штрафов
С 1 января 2016 года добропорядочные автомобилисты, оплатившие штраф за нарушение ПДД в течение 20 дней с даты вынесения постановления, получат скидку 50 %. Например, за превышение скоростного режима на 20—40 км водители могут «отделаться» штрафом в размере 250 рублей, а за проезд на красный сигнал светофора — 500 рублями.
Послабление не распространяется на такие тяжкие правонарушения, как передача управления транспортным средством лицу, находящимся в состоянии опьянения, управление в состоянии опьянения, проезд по встречной полосе, отказ от медосвидетельствования, управление транспортным средством, не прошедшим соответствующий учет. Также скидку невозможно получить при повторном нарушении ПДД, например, при повторном превышении скорости или проезде на запрещающий сигнал светофора.
По данным ГИБДД, за январь 2016 года было уплачено в 3 раза больше штрафов, чем за такой же период прошлого года. Чтобы узнать о возможном штрафе и не пропустить льготный период, россияне стали активнее регистрироваться и оформлять подписку на портале госуслуг и в платежных системах.
Инновационные камеры
В скором времени в Москве установят 7 комплексов видеокамер «Автодория», специализирующихся на отслеживании средней скорости потока. Водителей, поворачивающих в чужой ряд и создающих тем самым затор на дороге, будут штрафовать на сумму от 500 до 5 000 рублей. Такие видеокомплексы будут установлены на Ленинградском шоссе между Химками и Зеленоградом, в Албаяно-Балтийском тоннеле и на МКАД.
Видеокамера, фиксирующая поворот из чужого ряда, уже функционирует на съезде с ТТК на Варшавское шоссе. В ближайшее время в столице могут появиться еще несколько таких камер.
В текущем году в Москве и Казани камеры начнут проверять наличие полисов ОСАГО у автомобилистов. Проверка ждет тех водителей, которые нарушают ПДД, например, превышают скоростной режим или проезжают на запрещающий сигнал светофора.
Сдать экзамены в автошколе станет сложнее
С 2016 года усложнится процедура сдачи экзаменов в автошколе. Так, за ошибку в тестовом задании курсант получит 5 вопросов. Общее количество вопросов с учетом двух допустимых ошибок не должно превышать 30.
Практический экзамен будет оцениваться строже: при ошибочных действиях на автодроме или в городе начисляются дополнительные штрафные баллы. После сдачи теоретического экзамена курсанту дается 6 месяцев вместо 3 для сдачи практической части. Пересдать любой из экзаменов обучающийся вправе через неделю.
Процедура сдачи экзамена в ГИБДД содержит следующие нововведения:
- практический экзамен в ГИБДД курсант сможет сдать на учебном автомобиле Госавтоинспекции;
- записаться на экзамен возможно через портал госуслуг;
- курсанту необходимо сдать все 6 элементов на автодроме без единой ошибки;
- на выполнение упражнений на автодроме будет выделяться ограниченное время;
- время на сдачу практического экзамена в городе увеличивается до 1 часа.
Но реализовать данные положения закона пока проблематично из-за отсутствия достаточных финансовых ресурсов, поэтому в ГИБДД действует переходный период.
В 2015 году прошла глобальная реформа автошкол, призванная проверить материально-техническое оснащение учебных классов и ужесточить требования к организациям, оказывающим обучающие услуги. В результате проверки без лицензии остались сотни школ, не соответствующих нормативным требованиям.
Европротокол упростит работу ГИБДД
С 1 июля 2016 года водители, попавшие в мелкие ДТП, будут оформлять аварию самостоятельно. В случае, если в дорожном происшествии нет пострадавших, водители не имеют разногласий по вопросу того, кто виноват, каждый из участников имеет полис ОСАГО, а сумма ущерба составляет не более 50 тыс. рублей (для столицы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области — до 400 тыс. рублей), автомобилисты обязаны заполнить европротокол. После фиксации транспортных средств на дороге и заполнении европротокола, водители обязаны освободить дорогу, в противном случае за образование затора им грозит штраф до 1 000 рублей.
Пока еще действует переходный период, и сотрудники ГИБДД выезжают на незначительные ДТП. Но в скором времени европротоколы упростят жизнь водителей и облегчат работу ГИБДД.
Топливо Евро-4 — под запретом
Москва станет первым субъектом России, в котором будет установлен запрет на топливо класса Евро-4 и ниже. Сделано это из-за того, что топливо низкого класса оказывает негативное воздействие на окружающую среду, что в эпоху огромного количество автомобилей недопустимо. С 1 января новое требование предъявляется ко всем ввозимым или производимым двигателям категории М1, по которому они должны соответствовать высокому экологическому классу Евро-5.
Ранее планировалось, что финальный переход на бензин Евро-5 осуществится в январе 2016 года. Но так как производство высококачественного топлива превысит его потребление к 2018 году, в остальных регионах России новые требования вступят в силу с 1 июля 2016 года. Топливо Евро-4 будет продолжать выпускаться исключительно для экспорта.
Нововведения поддержали не все государственные структуры. Так, ФАС направила в правительство РФ предложение сохранить оборот бензина Евро-4 как минимум до конца 2016 года. По мнению антимонопольного органа, резкий отказ от топлива Евро-4 приведет к скачку цен на бензиновое топливо и его дефициту.
Готовящиеся к принятию поправки в законодательство
Грузовикам запретят ездить в жару
Для сохранения целостности дорожного полотна и увеличения срока его службы Росавтодор предложил запретить выезд грузовиков на дорогу, если температура воздуха на улице превышает 32 градуса по Цельсию. Исключением станут автомобили, перевозящие лекарства, горючие материалы и другие жизненно необходимые грузы. В случае одобрения законопроекта, он вступит в силу в апреле 2016 года.
Проверка на алкоголь без понятых
МВД намерено упростить процедуру прохождения теста на алкоголь, исключив из нее обязательное участие понятых. Водителей будут проверять на предмет наличия в крови алкоголя чаще, для чего и будет закуплена партия современных и простых алкотестеров. Законопроект доступен для общественного обсуждения на спецпортале regulation.gov.ru.
Конституционный комитет Госдумы одобрил законопроект, по которому инспектору не придется составлять протокол об устранении водителя от управления автомобилем, если в отношении задержанного есть основания полагать, что он пьян. Протокол задержания будет заменен на надпись о задержании в протоколе об административном нарушении, а медосвидетельствование на состояние наркотического опьянения будет производиться без предварительного медосвидетельствования на алкоголь.
Сейчас инспекторы ГИБДД вправе проверить водителя на алкоголь при наличии одного из соответствующих признаков: алкогольный запах изо рта, неестественная поза, несвязность речи, изменение окраски кожных покровов, не соответствующее ситуации поведение. Автоинспектору необходимо составить 6 документов в каждом случае, что замедляет процесс освидетельствования.
За разговор по мобильному телефону — лишение прав
В 2017 году могут быть приняты поправки в КоАП РФ, согласно которым за использование мобильной связи во время поездки водителя будут лишать прав. А пешеходов, разговаривающих по телефону при пересечении проезжей части, ждет крупный штраф.
По мнению депутатов Калининградской области, выступивших с данной инициативой, разговор по телефону притупляет внимание и ухудшает скорость реакции и водителей, и пешеходов, увеличивая риск возникновения смертельного ДТП. В настоящий момент водителю, пользовавшемуся телефоном, придется выложить 1,5 тысячи рублей.
Сейчас московские активисты вручают водителям памятки с изображением аварий, произошедших из-за использования мобильной связи за рулем. Депутат Мосгордумы — Инна Святенко — считает, что акция убедит водителей отказаться от телефона во время управления автомобилем.
Усиление ответственности для байкеров
Зампредседателя комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и госстроительству — Вадим Соловьев — выступил с инициативой ужесточения наказания для байкеров, нарушающих ПДД. Соловьев предлагает увеличить штраф за обгон до 5 тыс. рублей. Сейчас денежный штраф за подобное правонарушение составляет 1,5 тыс. рублей. Усиление ответственности для мотоциклистов станет поводом более серьезно относится к ПДД.