В связи с распространения пандемии COVID-19 на территории России в конце марта 2020 года на федеральном уровне была ужесточена административная и уголовная ответственность за нарушение санитарных правил, влекущее угрозу распространения опасного заболевания.
Суммы новых штрафов немалые и резко выделяются на общем фоне сравнительно невысоких санкций в КоАП: для граждан — 15-40 тысяч рублей (если нарушения причинили вред здоровью человека или повлекли его смерть — до 300 тысяч рублей), для должностных лиц и ИП — от 50 до 150 тысяч рублей, для юрлиц — от 200 до 500 тысяч рублей.
При этом санкционный режим был включен властями регионов в достаточно хаотичном режиме, поскольку четких и единообразных формулировок на федеральном уровне так и не дождались
Как передает
СО-онлайн, управляющий партнер АБ «Яблоков и партнеры»
Вячеслав Яблоков считает введение новых штрафов положительным фактором. «Не все готовы исполнять правила, некоторые бизнесмены захотят откупиться от государства штрафом, спасая бизнес, но создавая при этом опасность для жизни и здоровья многих людей. И за 500 рублей некоторые несознательные граждане готовы будут нарушать режим. А вот предлагаемые в поправках суммы штрафов для граждан от 15 до 40 тысяч и до миллиона с организаций уже существенны», — говорит Яблоков.
Его коллега, самарский адвокат Елена Зимина отмечает, что «в настоящее время механизм взыскания указанных штрафов не отрегулирован и не отработан». С ней согласен адвокат тольяттинского АБ Fortis Игорь Матин.
«Следует отметить, что в СМИ имеет место путаница в понятиях. Самоизоляцию выдают за карантин. Но, возвращаясь к тому же постановлению губернатора Самарской области, мы видим, что термин „карантин“ в нем отсутствует. Речь идет именно о самоизоляции. Что это такое с точки зрения нормативно-правовой базы, не понятно», — говорит Матин.
О правовой размытости новых норм закона заявил и адвокат Андрей Соколов. По его мнению, так называемая самоизоляция — это «псевдоправовой режим, когда гражданам предлагается самостоятельно и за свой счет проводить необходимые профилактические мероприятия, устранять причины и последствия опасных явлений под угрозой наказания».
«Если опасность распространения COVID-19 столь высока, как об этом заявляют чиновники, и требуется принимать столь жесткие меры, то становится очевидным нежелание государство брать на себя ответственность за случившееся и за ликвидацию последствий эпидемии», — резюмирует Соколов.
Автор: Редакция TLTgorod