Руководитель клуба ЭПРОН Станислав Долгов Тольяттинский подводный клуб ЭПРОН (Экспедиция подводных расследований общества Нептун-про) продемонстрировал 4 и 5 ноября всем желающим расширенную экспозицию находок, поднятых с морского дна. В нынешней экспозиции представлены находки не только периода Великой Отечественной войны, но и доисторических времен, периода Древней Греции, Русско-турецкой и Крымской войн. Выставка называется «Тайны морского дна». Музей клуба ЭПРОН расположен на ул. Мира, 23 (слева от панно, посвященного адмиралу Ушакову – вход в цокольный этаж). Открылся он, как уже рассказывал TLTgorod, не так давно – в мае 2015 года. В нем, помимо стационарной экспозиции, есть и передвижная экспозиция: руководитель клуба ЭПРОН Станислав Долгов со своими коллегами нередко выступает перед школьниками, рассказывая о былых сражениях и об истории обнаруженных экспонатов. Экспозиция музея постоянно трансформируется, пополняется: за последний год подвал, в котором расположен клуб, привели в более-менее приличный вид, и музейные экспонаты стали потихоньку занимать отремонтированные помещения. В нынешние праздничные и выходные дни помимо находок, обнаруженных экспедициями ЭПРОНА в Керченском проливе, можно было увидеть артефакты, найденные в наших краях. Речь идет о фрагментах самолета ИЛ-2, обнаруженных в этом году в Самаре. В истории находок сообщается, что самолет был найден на территории стройки Южного города. Летательный аппарат в свое время был изготовлен на самарском заводе № 18 «Прогресс», двигатель также был изготовлен в Самаре на заводе им. Фрунзе в августе 1942 года. По найденной в кармане летной куртки телеграмме установлена личность пилота. Также среди документов найдено летное задание, согласно записям в нем маршрут следования самолета пролегал от Безымянки до Кряжа, где формировалась эскадрилья для переброски на фронт. Обнаруженные останки летчика в этом году были переданы родственникам. Но прах бойца пришлось доставить на родину в рамках тайной операции. Дело в том, что точкой прибытия был нынешний прифронтовой Луганск. Но в итоге все необходимые процедуры почетного перезахоронения были произведены. Станислав Долгов поделился планами клуба на следующий год: предстоят не только подводные экспедиции на Черное море, но и наземные и речные походы в Самарской области. До наших мест, разумеется, война не дошла. Но здесь изготавливались и перегонялись на фронт самолеты. Иногда они по разным причинам терпели аварии, в них гибли летчики и механики. Спустя более семи десятилетий с той поры не предпринимались попытки извлечь самолеты, например, с волжского дна. К тому же после строительства ГЭС в 1950-х годах изменилось русло реки. Но если будут обнаружены останки пилотов – их необходимо по определенной процедуре предать земле. Но это всё мрачные, серьезные картины. Посетителей же интересовало множество предметов военного и гражданского направления, поднятых ЭПРОНом с морского дня начиная с 1996 года, с момента образования клуба. Некоторые экспонаты можно даже потрогать руками, а не только услышать о них какую-нибудь удивительную историю. Кстати, в эти выходные посещение экспозиции было бесплатным для школьников. Вячеслав Смирнов, фото автора, специально для TLTgorod.ru |