Сцены из спектакля «Серебряная ложка»
Корреспондент TLTgorod побывал на премьере в драматическом театре «Колесо» им. Г.Б. Дроздова: 12 и 13 октября тольяттинцы посмотрели черную комедию «Серебряная ложка», которую художественный руководитель театра «Колесо», режиссер Михаил Чумаченко поставил по пьесе современного драматурга Ольги Степновой.
Несколько лет назад один из тольяттинских театров приступил было к постановке другой пьесы Ольги Степновой. Но произошла из ряда вон выходящая ситуация, которой обычно не бывает в театрах: после первой репетиции актеры отказались участвовать в спектакле, сочтя литературный материал низкопробным.
Чего скрывать, в той же «Серебряной ложке» герои пьесы, послушные воле драматурга, действуют буквально на грани, чуть перейди которую, и можно как минимум погрузиться в пучину бестактности и дурновкусия. Но, по всей видимости, удается балансировать, поэтому пьесы Ольги Степновой идут в десятках театров страны. Во всяком случае, в интернет-сети доступны примерно 50 драматургических произведений автора, и различные премьеры происходят в стране и ближнем зарубежье практически каждый день.
Накануне тольяттинской премьеры ваш корреспондент обменялся репликами в социальных сетях с автором пьесы «Серебряная ложка» Ольгой Степновой:
- Ольга, а вы на премьеры ездите? Или по возможности? Я вот про эту конкретную премьеру интересуюсь.
- К сожалению, очень плотный график по работе сейчас, не смогу, очень жаль. Еще ни на одну не ездила, кроме тех, которые здесь, в Новосибирске.
- Да, жаль. Хороший был бы повод.
- Лучший.
Не буду рассказывать сюжет, ведь черные комедии – это еще и детективные истории. Упомяну лишь несколько «красных флажков», рядом с которыми надо аккуратно балансировать, дабы не ужаснуть зрителей. Так, в спектакле запросто происходят две случайных и одна предумышленная смерти. Легкость, с которой это случается, может оттолкнуть. Но во втором акте, слава богу, мы узнаем, что все живы. Или, под давлением обстоятельств, дабы отвести от себя подозрения, героя вынуждают признаться, что он якобы трансвестит. Но вместо того, чтобы быть отвергнутым обществом, он вдруг получает повышение по службе и подозрительное внимание начальства. Карьера, за одну секунду взлетевшая вверх, подает дурной пример другой героине истории, и она признается, что на самом деле ее зовут Антон. Дело не в том, как персонажи выпутываются из все нарастающих безвыходных положений. А в том, как режиссер вслед за драматургом умудряется не погрязнуть в пошлятине, обратить скользкие темы в смех.
Поскольку подавляющее большинство зрителей знакомы с драматургией как с литературным жанром лишь по школьной программе, а пьесы Ольги Степновой в школьную программу не входят, то зритель, увлеченный сюжетом, может порой не придавать значения режиссерским изыскам и актерскому мастерству. Впрочем, все это не нужно разделять и противопоставлять, поскольку мы говорим о составных частях успешного спектакля. И спектакль этот зрителей увлек, время пролетело стремительно.
Не лишним будет напомнить, что в постановке заняты народный артист России Виктор Дмитриев и заслуженная артистка России Ольга Самарцева. В целом в спектакле 11 персонажей и столько же интересных ролей. А значит, не за одним лишь сюжетом зритель идет в театр.
Вячеслав Смирнов, фото автора, специально для TLTgorod