- Где показывался фильм?
- Практически на всех фестивалях авторского кино так называемой «группы А» (далее идет перечисление фестивалей и призов – В.С.).
- Как публика воспринимает то, что видит на экране?
- Совершенно по-разному. Например, в Канаде на протяжении всего фильма стоял безудержный смех. Когда я был в Германии во Франкфуртском киномузее – там сидели молча и в мрачном настроении разошлись.
- На сегодняшнем просмотре, я видел, на первом ряду сидели дети. Как вы к этому относитесь?
- Это хорошо.
- Вы считаете, им доступно это зрелище?
- Разумеется, детям это ближе всего.
- «Некрореализм» - какой-то принципиальный термин?
- Нет, это наименование существует в среде критиков и обозначает целое направление. Не я один работаю над этим, а целая группа – в живописи, кино.
- Если судить по последнему фильму («Папа, умер Дед Мороз» - В.С.), то нельзя сказать, что он как-то связан исключительно со смертью.
- Да нет, просто явление нужно было обозначить каким-то термином.
- Что подразумевает некрореализм? Некрофилию? Некрофагию?
- Я пытался сделать чисто художественное произведение. Некрореализм – это условный термин. Для меня важен критерий художественности.
- Это – ассоциативный ряд. Какая-то конкретика, я так понимаю, необязательна?
- Совершенно. Это – импровизация. В фильме «Папа, умер Дед Мороз» сюжет определился случайно.
- В титрах нет имени А. Толстого.
- Дело в том, что там «по мотивам» было невозможно написать. Практически ничего общего.
- Интересна реакция провинции на ваши фильмы. Народ оповещается заранее, или бывают случайные зрители?
- Случайные зрители бывают постоянно. Это зависит от эмоционального настроя человека, его чувства юмора. Реакция бывает различной. Один может вскочить и в негодовании начать ломать стулья: «Что за безобразие мне показывают?!» А другой – будет хлопать в ладоши от радости.
- Это дает какие-то средства на жизнь, на работу?
- Когда я снимал – давало, а когда снял – увы. Все зависит теперь только от фестивалей и единичных показов.
- Вы снимаете для любителей, специалистов?
- Наверное, да. Я рассматриваю это как эксперимент. Всегда существовало экспериментальное искусство.
- Если будете снимать следующий фильм – где возьмете денег?
- Я пытаюсь, но теперь это тяжело сделать.
- Вас не тянет вновь перейти к «параллельному» кино, на 16-миллиметровую пленку, удариться в любительщину?
- Почему бы и нет? Но сейчас с этим сложнее: проявка, химикаты – все очень дорого.
- Черно-белое изображение, отсутствие музыки – это делалось сознательно, или это вынужденный шаг?
- Для меня больше важен визуальный ряд. Звук носит иллюстративный, эмоциональный характер. Была б моя воля – я бы снимал немые фильмы.
- А что, такой воли нет?
- Да нет, мне не разрешат. Надо же, чтобы это хоть кто-то смотрел.
Затем мы преподнесли Евгению некрореалистический номер «ЗА» (№ 6) и повспоминали панк-группу «Автоматические удовлетворители», в которой Юфит когда-то принимал активное участие».
P.S.: Возможно, нынешние кинозрители, да и кинокритики тоже, не смотрят теперь фильмы великого и ужасного некрореалиста: иные времена, иные интересы, иная эстетика. Но если вы веруете – помолитесь за покой души раба Божия Евгения Юфита: надеюсь, сейчас он не в одном из тех фильмов, которые когда-то создал.
Вячеслав Смирнов, фото автора, специально для TLTgorod.ru