— Почему обязательно их должен безвозмездно предоставлять город? Почему вы не снимете их сами? Почему вам нужна эта поддержка?
— Наверное, если бы нам безвозмездно предоставил помещения какой-то бизнесмен, то мы бы тоже были рады, но я такого в России еще не встречал. А что касается города, то я, думаю, потому что власть занимается еще и теми процессами, делами, которые не всегда про деньги. Вот культура и искусство — это почти всегда не про деньги. Это социальная сфера, сфера тонких материй.
Зачем у нас есть филармония, а в ней несколько оркестров? Зачем у нас в городе есть несколько театров? И все это существует за бюджетные средства. Вполне возможно, они бы тоже могли стать частными и как-то там зарабатывать деньги. Или у них не получилось бы тогда выжить? Давайте скажем шире: зачем нам в городе различное искусство? Это некий престиж, некий статус города, его уровень. Это показывает, что элиты думают не только о хлебе насущном, но переживают и о чем-то неуловимом, того, что требует человеческая душа — прикосновения к красоте.
Почему нам нужна поддержка в виде предоставления мастерских? Все просто. Если ее не будет, если мастерские заберут, то большинство художников не смогут заниматься творчеством. Не все могут позволить себе арендовать помещения.
Более того, хочу, чтобы горожане поняли и знали одну важную вещь. Сейчас может со стороны показаться, что художники обнаглели и занимают какие-то муниципальные площади, которые можно было бы отдать кому-то, кто в этом нуждается значительно больше. Как нам, например, сказали, тем, кто помогает бездомным. Напомню, что художники в Тольятти в большинстве своем занимают те помещения, которые изначально для них и были предназначены. В Советское время сознательно в некоторых жилых домах, например, на мансардах, предусматривали мастерские. Ну какие там могут быть бродяги?
Или другой пример. Наше основное здание в Портпоселке. Когда нам его передали, то это был разваливающийся двухэтажный барак, в котором ранее была больница. Мы его привели в порядок, отремонтировали, обжили, а теперь что? Забирают? Нет, так дело не пойдет.
— Предположим, случился негативный сценарий: вас выгнали. Что будет дальше?
— Мы не рассматриваем такой вариант вовсе, что нас выгонят. Но если все же это случится, то возможно, что наиболее активные и молодые художники просто уедут из Тольятти, так как в городе не будет условий для творчества. И уже есть такие примеры. Виктор Сафронов с Дарьей Тимошкиной, а это талантливые и востребованные люди, переманили в город, который в два раза меньше Тольятти. Они уехали во Владимир. Им дали хорошие большие мастерские с высокими потолками. Ведь искусство — это еще и про преемственность. От учителя к ученику, а если не будет учителя, то не будет и ученика. Цепочка прервется. Я не предлагаю никого переманивать в Тольятти. Давайте сохраним хотя бы то, что уже есть. Люди — вот главное сокровище любого города.
— Вы отмечаете, что не все могут позволить себе снять мастерские. Зачем тогда быть художником, если ты не коммерчески успешный? Можно ли сказать, что если не зарабатываешь творчеством, то ты плохой художник?
— Нет, нельзя. Быть художником, настоящим художником — это сознательный выбор, это путь, бесконечный поиск чего-то своего. И не всегда зритель в моменте готов осознать и принять творчество. Таких случаев в истории полным-полно, что человек трудился, а только после смерти его работы были оценены по достоинству.
Понимаю, что в мире капитализма все хочется измерить доходом, но нужно помнить, что есть другие точки зрения и модели жизни. Не у всех стоит в голове прошивка «купи-продай». Можно, конечно, начать рисовать милые пейзажики, которые будут нравиться всем, и продавать их пачками по 1-5 тысяч рублей, но это конвейер, ведущий к опустошению.
Художник почему рисует? Безусловно, не ради дохода. Он рисует, потому что ему это нравится и его к этому тянет. Он не может иначе. У нас в союзе есть люди, которые рисуют после основной работы. Одно их кормит физически, а другое — духовно.
— Однако, несмотря на это, одной из претензий со стороны властей в ваш адрес было то, что вы, наоборот, занимаетесь бизнесом, продаете картины, неплохо живете, а сами требуете помощи у города.
— В Тольятти нет художников, которые бы выставляли свои работы на международных аукционах. Я даже не уверен, что наши выставляются в столицах на крупных ярмарках. Поэтому, в основном, если у кого-то что-то и продается, то за совсем небольшие деньги. На это можно скромно жить. Шиковать — не уверен.
Как уже отметил, у нас вовсе есть художники, которые сначала смену на заводе отработают или в охране, а после приходят рисовать. Как-то стараются и выжить, и сохранить художника в себе. Поверьте, это не просто.
К тому же, в Тольятти нет частных галерей, нет коллекционеров, в целом, нет традиции посещать выставки и приобретать работы. Даже у элит. А если всего этого нет, то откуда возьмутся сверхдоходы? Художник в провинции, даже самый заслуженный, — это скромность и преданность своему делу.
— Что скажете в завершении нашей беседы?
— Мне грустно обо всем этом говорить. Я бы лучше рисовал, чем вел эту борьбу и тратил на это время. Художники творят искусство, а искусство — вечно. Магазины, заводы — это все хорошо. Но без искусства тоже жить нельзя, тем более такому большому городу. Зачем человеку еда? Чтобы тело не умерло. А пища для души — это искусство, красота. В искусстве человек уподобляется Богу, потому что тоже становится творцом. А иначе что? Все скатится к ширпотребу? Купи-продай, съешь, выпей и живи красиво? Нет, так нельзя. Не хлебом единым жив человек.
Автор: Владимир Потапов, специально для TLTgorod