Большим сюрпризом для меня стала новость, которую я неожиданно узнал буквально за минуту до начала спектакля, взяв в руки самодельную программку: оказалось, что режиссер спектакля – не руководитель студии и главный режиссер МДТ Дмитрий Квашко, а актер МДТ и сам в прошлом студиец Григорий Береснев. Эта степень доверия сделала и спектакль совершенно неожиданным. Юные актеры на сцене, да и сам режиссер просто в силу возраста не знали и не могли застать тот период, когда 15-17 лет назад Вадим Леванов ставил спектакли в подвальчике на Голосова-20 по своим пьесам и по пьесам своих коллег, таких же тогда начинающих драматургов. Но вот эта степень свободы, это незнание того, что где-то существуют какие-то ограничения – они словно прорвались из того давнего периода, когда, казалось, можно было позволить себе все, что угодно. В итоге после спектакля «взрослые» актеры даже посетовали: «Почему им это можно, а нам – нет?» Да и руководитель студии Дмитрий Квашко сказал на обсуждении спектакля: «Вы сейчас еще находитесь в том счастливом состоянии, когда над вами не довлеют какие-то обязательства и правила, когда вам еще позволено чуть больше, чем другим, когда на ваши вольности еще смотрят сквозь пальцы».
Спектакль начинается прямо в зале. Администратор (студиец Александр Кудрявкин) сам разносит приставные стулья, сам усаживает тех, кому не хватило места. Затем при помощи таблички «Аплодисменты» репетирует с аудиторией столь необходимые для шоу овации. Из зала раздаются голоса, и какая-то неуравновешенная молодежь с разных концов устремляется к сцене. Но когда перед ними появляется Важная персона (студиец Андрей Чесноков) – мы понимаем, что как бы присутствуем на съемках телепередачи, посвященной взаимоотношениям кумиров и их фанатов. Сумасшедшинки в и без того безумную обстановку добавляют эпизоды с пометкой «Это не должно было попасть в кадр» - когда зомби нападают на русского медведя и циничным метким ударом поражают его в самое уязвимое место. Поверженный медведь вскакивает, срывает с себя медвежью голову и орет голосом телеведущего: «Что вы творите, дебилы?!» - ну, или что-то в этом роде.
Мне, как зрителю, спектакль подарил самые яркие эмоции нынешней недели. Хотя я понимал, что в репертуарном театре такое хулиганство невозможно и в постановке репертуарного театра и дипломированного режиссера эта история выглядела бы по-другому. А вот понимали ли зрители, что они присутствуют при истории, которую они могут видеть, скажем так, далеко не каждый день?
В финале актеры, сбрасывая с себя по какой-нибудь одной детали одежды, словно освобождаясь от прошлого, выходят к зрителю, а сзади, в записи на киноэкране, они уже от своего имени обращаются со словами любви – к маме, сестренке, любимому человеку. Неожиданно на экране появляется режиссер Григорий Береснев и говорит, что это видео не было запланировано, он просто хотел поблагодарить ребят за то, что они поверили в него, - и другие приятные и соответствующие ситуации слова. Так трогательно.
P.S.: В конце спектакля, «на поклоне», когда юные актеры уже уходили за кулисы и закрывался занавес – они еще и умудрились оборвать кулису, обнажив половину сцены. Про эту неуемную энергию главреж Дмитрий Квашко сказал: «Еще один такой спектакль, и наша молодежь разнесет весь театр!»
Вячеслав Смирнов, фото автора, специально для TLTgorod.ru