| 03.08.2020 17:47 (мнение) Мария Вечелковская: «Вера в Бога не передается генетически или по наследству»
Счастливая семья Глеба и Марии Вечелковских Мария Вечелковская — матушка, то есть жена православного священника. Ее супруг (отец Глеб) окормляет исправительную колонию № 16 в Тольятти. Она преподает иностранные языки, а также воспитывает пятерых детей. Как живут семьи современных священников, насколько свободны их дети и почему женщина должна слушаться мужа — обо всем этом она рассказала в интервью TLTgorod. — Как вы стали матушкой? Когда вы поверили в Бога? — Я из атеистической семьи. Но еще в детстве я почему-то четко ощутила, что Кто-то там есть, не может такого быть, что Бога — нет. При этом мне никто не рассказывал о религии. В 16 лет, это была середина 90-х годов, я крестилась в Федоровке у отца Григория. Это было самостоятельное решение, то есть не родители меня повели, или я пошла за компанию с подругами. Однако на этом все и остановилось — воцерковляться не стала. Мне было невероятно трудно сделать этот шаг: начать регулярно посещать богослужения и принимать участие в таинствах. Затем в 1999 году на Грушинском фестивале я познакомилась со своим будущим мужем. Влюбились, поженились, родились дети. Он, как и я, верил, что Бог есть, но воцерковленным тогда не был и батюшкой становиться не собирался, работал программистом. После рождения второго ребенка он вдруг стал бывать в церкви. Потом он мне сказал, что хочет быть священником, что ему все нравится в церкви, что там все по-другому и ему хочется служить Богу. Тогда я отреагировала негативно, так как у меня была совсем другая модель будущего. Но в итоге, ведь я люблю своего мужа, доверилась его решению, подумала, что не в деньгах счастье, и Бог нас не оставит. Так вся наша семья начала воцерковляться. — Как на всё это отреагировали ваши друзья, близкие люди, родители? — Весьма скептически. Как я уже отметила, мы с мужем из атеистических семей. И наше окружение было таким же. Все очень боялись за нас, переживали — не тронулись ли мы умом? Были определенные предрассудки. Как мне кажется, они были вызваны с одной стороны любовью к нам, а с другой — отсутствием опыта и страхом перед чем-то неизвестным. Что делать в такой ситуации, когда твои дети вдруг стали посещать храм, а сын или зять решил стать священником? Ведь большинство людей в нашей стране, к сожалению, далеки от православия, они никогда с этим не сталкивались, а потому, естественно, немного испугались. Но постепенно, когда все увидели, что у нас все хорошо: дети сыты, обуты, одеты, а мы с мужем счастливы, успокоились. — Сильно ли изменилась ваша жизнь после того, как супруг стал священником? Обычно матушек представляют в платочке и в длинной юбке — всегда и везде. — Нет, не сильно. Жизнь стала несколько другой после того, как я воцерковилась, то есть начала стараться жить по-христиански — по заповедям. Стала помогать мужу в церковных делах: преподавала в нескольких воскресных школах и занималась православным молодежным клубом. А позже получила второе образование, связанное c педагогикой — учитель английского языка. Подобным образом живут и многие другие семьи священников: батюшка служит в храме, а матушка — занимается любимым делом, которое нередко может быть и не связано напрямую с церковью. Тут важно понять одну простую вещь — священник и его жена — это точно такие же люди, как и все остальные. Мы сталкиваемся в жизни ровно с теми же проблемами, как и все. Сложно быть не матушкой, ей я стала лишь потому, что супруг стал священником, а христианкой. Что же касается внешнего вида, то в Библии сказано, что женщина должна выглядеть как женщина. В храм я хожу по дресс-коду — длинная юбка и платок. В остальной жизни — как мне подсказывает моя совесть и уместность, например, картошку на даче я буду копать в спортивном костюме, так как удобнее. |
— Получается, семья священника ничем не отличается от любой другой? — Вы разочаровались? Мы, как и любые другие христиане, — не лучше и не хуже. Заповеди даны для всех людей. И мы не исключение. Единственное, к батюшке и матушке приковано больше внимания. Мы словно все время на виду, поэтому должны быть более ответственными в своей вере, в своих поступках и решениях. Не делать того, что может соблазнить кого-то и ввести в искушение. — Говорят, что идеальная православная семья — патриархальная семья. Мужчина — глава, а женщина — лишь покорно исполняет волю мужа. Ваша семья такая? Сложно ли вам было это принять? — Смею надеяться, что наша семья — христианская, то есть такая, которая при принятии жизненных решений руководствуется тем, что написано в Евангелии, а если же о чем-то там не сказано, здравым смыслом. Касательно отношений мужа и жены в Библии сказано прямо — «жена да убоится своего мужа», то есть должна слушаться его воли. Кто я такая, чтобы спорить с этим? Но во всем этом есть еще одна важная составляющая, которая понятна христианам, но не видна снаружи — любовь. Все вышеперечисленное должно быть не само по себе, а с любовью. Потому что без нее все выглядит извращенным. Ведь не идет речи о том, что мужчина должен порабощать свою супругу, быть тираном, а она — безвольной служанкой. Нет, он должен настолько ее любить и оберегать, как Христос свою церковь, то есть как Бог человека, так и жена должна любить мужа, как церковь любит Христа. — Почему так? Разве мужчины и женщины не равны по своей сути? — Я не богослов, но насколько знаю, в христианстве мужчина и женщина изначально равны. Но Бог отдал женщин в подчинение мужчинам лишь потому, что Ева первая согрешила. Наверное, можно сказать, что это определенная повинность женщин, но не наказание. Скорее, в данной ситуации большая ответственность в семье возложена на мужчин, чем отнято прав у женщин. Предполагаю, что светскому человеку, в особенности свободолюбивым девушкам и женщинам, мои высказывания могут показаться странными. Но мы — православные — верим, что Бог есть Любовь, а потому Его промысел о нас исполнен только блага. Может быть, я косноязычна, но женщины не должны унижать своих мужей, как и мужья жен. Если они это делают, то нарушают божественный закон, за которым следует воздаяние. Если кому-то интересен мой совет, как этого избежать: читайте Евангелие и старайтесь исполнять заповеди. — Но все-таки, несмотря на это, и священники разводятся. Почему это происходит? — Это лишний раз подтверждает, что все мы — обычные люди. И подвержены одним и тем же страстям и грехам. Кроме того, что есть Бог, который нас безмерно любит, есть еще дьявол, который очень нас не любит. Он всячески пытается навредить человеку, сделать так, чтобы он отпал от Бога, чтобы впал в грех и умер для жизни вечной. Поэтому есть такое явление, как искушения. Если вы помните, дьявол искушал даже Христа, когда он 40 дней постился в пустыне после крещения у Иоанна Предтечи. И, конечно, самая лучшая добыча для духов злобы — это духовенство, в том числе и священники, которые проповедуют и несут свет веры православной, ведут людей ко Христу. Их искушения во много раз больше и сильнее, чем у обычных христиан. Человек есть человек, все мы слабые. Поэтому бывает и такое, что семьи священников распадаются. Только дай слабину и тут же полетишь вниз. Это нужно воспринимать, как большую трагедию. Потому что после развода священник либо должен сложить с себя сан, либо, если хочет продолжить служить у алтаря, уйти в монастырь. Не все готовы к такому развитию событий. Поэтому давайте молиться друг за друга, чтобы Бог не оставил нас в нашей духовной борьбе и послал нам пастырей, ведь жатвы много, а делателей — мало. — Традиционно семьи священников большие. Почему? — Во-первых, Бог еще в Эдеме сказал Адаму и Еве: «Плодитесь и размножайтесь». Зачем препятствовать этому наставлению? Во-вторых, аборт — это убийство. В-третьих, и я и мой муж — мы очень любим детей. У нас их пятеро: четыре мальчика, одна девочка. И их было бы больше, но Бог нам послал именно столько. Хотя я очень хотела и хочу еще детей. В современном мире, как мне кажется, преувеличено необходимое количество денег на детей, поэтому многие с опаской смотрят на те семьи, где более двух детей, и не решаются стать в очередной раз отцом или матерью. Мы никогда не были богатыми, наш доход — нижняя планка среднего достатка, но нам на все хватает. И я не скажу, что наши дети чем-то обделены. |
— Ваши дети — они верят? Или для них это семейная традиция или игра? — Сложный и больной для меня вопрос. Когда они были маленькие, верили, молились и ходили в храм. Для них это было чем-то естественным и само собой разумеющимся. Они принимали веру без критики. Раз папа с мамой ходят в храм, то и мы должны. Сейчас, когда они стали старше, когда уже, можно сказать, сами стали делать первые шаги во взрослой жизни, у них появились сомнения. Причем старшие, как мне кажется, сейчас больше верят, чем младшие. В храм ходят, но редко — по праздникам. Мой супруг мудро сказал: не будем их принуждать, потому что вера должна быть живой и основана на любви, а не на страхе и желании угодить родителям, иначе вырастут лицемерами, не познав истинного Бога. Ведь мы с мужем сами пришли к вере. Никто нас за уши не тащил. Каждого из нас Бог вел своей дорогой. В жизни любого родителя наступает непростой момент, когда ему нужно отпустить своего ребенка, признать, что он — отдельная самостоятельная личность, у которой свои отношения с миром и Богом. Это непросто, но это нужно сделать. Они сами будут расти и стремиться к Богу, если этого заходят, если откроют Творцу свое сердце. Потому что Бог сам себя открывает человеку, который Его ищет. К тем, кто Христа не ищет, Он, как вор, в закрытую дверь не заходит. Верующим родителям стоит осознать одну истину: вера в Бога не передается генетически или по наследству. Появление в человеке веры в Бога — это тайна Божья. Как часто мы об этом забываем, а потому так хочется читать морали и подходить ко всему с позиции «ты должен!» Поэтому я их просто люблю и каждый день за них молюсь. И я вижу, что такой подход приносит свои плоды. Нам с супругом удалось сохранить с детьми доверительные отношения. Они открыты с нами, не лукавят, не врут нам про веру. И когда у них происходят какие-то сложные жизненные ситуации, они приходят к нам посоветоваться, поговорить. Мы им напоминаем о Боге, о заповедях, о духовных законах, о необходимости молитвы, о том, что нужно уповать на Его волю. Они эти слова уже воспринимают иначе, как взрослые люди, прислушиваются к нашему мнению, стараются осознать и примерить на свою жизнь то, что мы им говорим. Так потихоньку у них появляется и растет своя вера. — И право выбора профессии вы своим детям тоже предоставили? — Конечно. Как иначе? Более того, пока никто из них не хочет быть священником. Старший уже учится на музыканта, а младший мечтает стать поваром. Но отмечу, что и мой муж изначально тоже не хотел быть священником. Всему свое время. Мы считаем, что пусть они сначала получат светское образование, немного увидят жизнь, поработают, наберутся опыта. Все-таки священник не только у алтаря стоит, он должен наставлять людей, быть к ним близок и понимать их проблемы. Если наши дети выберут этот путь — священнослужителя, пожалуйста. Но пока никто не решился на это. И ничего страшного в этом нет. «Не многие делайтесь учителями» — сказано в послании апостола Иакова. — Когда ваши дети были младше, как вы им объясняли, чем их папа занимается на работе? — Служит Богу. Они никогда не спрашивали о том, почему папа этим занимается. Они принимают его таким, какой он есть, ни разу не задавали подобных вопросов. — Матушки между собой как-то взаимодействуют? Есть ли, скажем так, некий клуб матушек в Тольятти? — Попытки создать нечто подобное в Тольятти были. Мы несколько раз собирались, но чего-то большего из этого не получилось. Может быть, не пришло еще время для этого? Или мы не были готовы. Кто знает? Но все те матушки, которых я видела, — замечательные. Просто у каждой из нас не то, чтобы свой круг общения, мы — тыл батюшек, а они — на передовой. — Что скажете в завершении нашей беседы? — Я не лучший образец матушки. Обо мне не стоит судить о всей церкви. Мне было неловко, что мне выпала такая честь — поговорить о вере и Боге — слишком большая ответственность. Я никогда ранее этого не делала. На эти темы общалась только в частном порядке и то, когда меня кто-то об этом спрашивал. Надеюсь, я никого не смутила своими ответами. Матушек много и все они разные. Если кому-то, правда, интересна эта тема, рекомендую ознакомиться со следующими книгами: «Матушки: Жены священников о жизни и о себе» Ксении Лученко, «Домашняя церковь» о. Глеба (Каледы) и «Под кровом Всевышнего» Натальи Соколовой. Если вы хотите узнать что-то о вере, обязательно прочитайте Евангелие, «Несвятые святые» о. Тихона (Шевкуна) и «Красную Пасху» Нины Павловой. Храни вас Бог! Беседовал Владимир Тарасов, специально для TLTgorod |
Просмотров: 12591 вставка в блог
html-код анонса:[закрыть] (мнение) Мария Вечелковская: «Вера в Бога не передается генетически или по наследству» | | Мария Вечелковская — матушка, то есть жена православного священника. Ее супруг (отец Глеб ) окормляет исправительную колонию № 16 в Тольятти. Она преподает иностранные языки, а также воспитывает пятерых ... читать новость далее |
вернуться к новостям
| |