Практически каждый из более чем четырех тысяч вузовских преподавателей Самарской области страдает от тех или иных признаков эмоционального выгорания – проблем со сном, чувства невыносимой усталости, ощущения полной бессмысленности любых действий.
Как сообщает
Самарское обозрение, таковы неутешительные результаты исследования этого патологического состояния в профессиональной среде, проведенного Самарской региональной общественной организацией «Центр поддержки инициатив» (СРОО «ЦПИ»). Исследование проводилось в электронном виде с использованием сервиса Google Form в феврале 2021 года, в нем приняли участие 92 преподавателя.
Исследователи отмечают, что эмоциональное выгорание затрагивает наиболее опытных преподавателей самарских вузов и ссузов в возрасте от 31 до 50 лет со стажем работы более 10 лет. Как правило, это заинтересованные, вовлеченные, востребованные педагоги с высокой занятостью.
Говоря о причинах такого состояния, они часто указывают на высокий уровень требований, низкую заработную плату и существенную контактную нагрузку. Авторы исследования констатируют, что в итоге эмоциональное выгорание принимает хроническое течение и негативно сказывается на работоспособности, качестве преподавательской деятельности, отношениях в коллективе, уровне подготовке студентов. Многие педагоги не справляются с воздействием длительного стресса и уходят из системы профессионального образования.
Проблема начала приобретать угрожающий характер, и чтобы остановить поголовное выгорание преподавателей, в новом учебном году с ними начнут работать профессиональные психологи в рамках проекта «Комфортная педагогическая деятельность». Инициативу поддержали учреждения высшего и среднего профессионального образования Самарской области, в «Белом доме» идея также нашла поддержку. В 2021 году проект выиграл президентский грант в размере 2,22 млн рублей (общие расходы на реализацию проекта составят 3,16 млн рублей).
«Наш проект – это инициатива изнутри профессионального сообщества, чтобы привлечь внимание к проблеме. Все настолько заняты повседневной работой, что на какие-то системные вещи не хватает внимания, времени и ресурсов, чтобы посмотреть на это со стороны», — рассказала координатор проекта Наталья Кистенева.
По ее словам, проект стартует в новом учебном году-2021/2022 и на его протяжении преподаватели смогут получать поддержку в различных форматах: индивидуальные консультации, группы поддержки, самостоятельное использование методических материалов, прохождение онлайн-курса и участие в открытых мастер-классах. Работать с педагогами будут психологи по различным направлениям.
Автор: Редакция TLTgorod