14 ноября - День социолога. Давно не общаюсь с коллегами и потому не знаю, гдe и с кем отмечают они свой профессиональный праздник.
Поскольку основная задача этой профессии - выяснять мнения, было бы интересно узнать мнения самих социологов об объективности результатов выясняемых мнений. Уж очень они, мнения, удобные для власти.
Любят ли социологов? Вряд ли ... Но они в этом не нуждаются, нуждаются в них. Востребованность социсследований высока. Другое дело, что проводят их все кому не лень, кому приспичило и кому на ум взбрело. Тормозят напропалую сотню прохожих, задают им 5-6 вопросов, и вот уже повод для интерпретации результатов. Разумеется, большие серьезные фирмы все делают по правилам, но для них важен заказчик, а заказчику не всегда нужна истина. Он не за это платит, в том числе из госбюджета. Такие взаимоотношения превращают социологию в обслугу при ком угодно, кто деньги перечисляет.
Отмечать День социолога у нас начали в 1994 году. А исторически дата - 14 ноября - утвердилась, когда в этот день в 1901 году в Париже открылась русская высшая школа общественных наук, где появился социологический факультет - один из первых в мире. Просуществовала школа 5 лет, пользовалась огромной популярностью, более 2 тысяч человек прослушивали в ней лекции.
Закрыта была по требованию российских властей, угрожавших лишить ее создателей гражданства. Не нужна была эта «крамольная наука» царским чиновникам, в те времена запрещено было даже ввозить в Россию книги и труды по социологии.
Однако в 1916 году в Петрограде все-таки создали Русское социологическое общество имени Максима Ковалевского - одного из создателей школы, отца русской социологии. В конце 1950-х советские социологи начали участвовать в международных конгрессах. В 1960-м заработал институт общественного мнения, в 1968 году при Академии наук СССР появился институт конкретных социсследований. А в 1970-е на крупных промпредприятиях создали социологические службы. Тогда же такая служба появилась на ВАЗе.
Одной из наших задач была разработка планов социального развития, что позволяло планировать социалку. В 1987 году открылся ВЦИОМ. Специальность «социология» сегодня преподается в 124 вузах, где обучается почти 20 тысяч человек. Но большинство готовых социологов предпочитает уйти в маркетинг, рекламу или окунуться (халявное счастье!) в выгодную избирательную кампанию, где не брезгуют ничем. Именно они изобрели всевозможные черные технологии и манипулирование рейтингами.
А ведь могли бы социологи пользу приносить, И немалую, чтобы предвидеть и грамотно использовать ресурсы, вплоть до конкретной семьи. В Норвегии правительство проводит массовый опрос, чтобы спланировать, куда двигаться дальше. У нас в Тольятти - никакой аналитики, процветают коррупция и финансовые «фокусы».
Кстати, критикую в согласии со своей профессией: социолог обязан обладать критичностью мышления, чтобы правильно оценивать происходящее. И «Не могу молчать!» - это тоже в первую очередь про социолога: он обязан информировать общественность о своих выводах. Так что я действую в рамках неписаного кодекса социолога. И критикуемым на меня нечего обижаться: социология - зеркало («скажи да всю правду доложи»). Чаше всех на данные социологов оскорбляется власть, их агрессивную раздражительность на себе испытал не единожды.
Директор института социологии РАН Михаил Горшков представил социолога по следующим составляющим: на 15% - математик, 20% - социальный психолог, на столько же - философ, 15% - экономист, оставшиеся 30% - литератор. Вот такая многосторонне развитая личность. А как иначе? Надо грамотно подобрать вопросы, интерпретировать их, построить выборку, продумать все этапы исследования...
Всю эту кухню публика не видит, и потому для нее все социологи одним миром мазаны. Хотя, конечно, социологи бывают разные, особенно в наше коммерческое время. Недобросовестный пиар - удел халтурщиков, пусть и под маркой известной фирмы. А куда денешься, если всем заправляют у нас политики, им доверия нет, как нет и тем, кто их обслуживает и раскручивает. О серьезных исследованиях в сфере образования, медицины, среднего класса и прочих - никакой информации нет, разве что в специзданиях. По их результатам депутатам принимать бы законы!
Впрочем, иногда и популярные опросы дают пищу для ума. Вот смотрю на исследование журнала Economist: на что тратят деньги жители разных стран?
Выясняется, что россияне больше всех тратят на еду - 31% своего дохода. Можно подумать, что едим много, на самом деле - продовольствие у нас дорогое. На отдых россияне тратят 5% дохода, на здоровье - 3%, на образование - 1% . Понятно, что речь идет о простых людях, вынужденных на всем экономить. У американцев совсем наоборот: на питание - 6,8%, на здоровье - 21%. Вот так простые цифры показали, что в нашей стране очень много бедных.
Серьезная наука - социология.
Сергей Дьячков