«Мотором» в недоброй памяти времена всеобщего дефицита и блата называли такси. Звучит куда уважительнее, согласитесь, нежели какая-то там «тачка». Когда-то регулярно пользоваться этой услугой могли только избранные и далеко не бедные наши сограждане, а посему таксисты ощущали себя «белыми» людьми, удобно сидящими на подрывающем устои экономики «черном нале». Теперь вроде как другие (?) времена и, может быть, даже нравы. Но вот на днях сотрудник нашей редакции попал в историю, казалось бы, невероятную в наши дни «всеобщей таксомоторизации». Попытка воспользоваться услугами компании, «обклеившей заборы» соцсетей объявлениями о самых доступных ценах – и потому весьма популярной в народе – закончилась для него настоящим, незаслуженным провалом.
А дело было так. Наш коллега набрал номер этой вездесущей, судя опять же по рекламе, службы, назвал адрес. «Ждите» – обнадежила диспетчер. Ждать пришлось долго. Когда надежда стала потихоньку умирать, в ходе переговоров с девушкой на коммутаторе выяснилось, что вместо Жигулевска она направила водителя на... одноименную улицу в Тольятти. На первый взгляд, звучит как анекдот – но клиенту, сами понимаете, в тот пасмурный, промозглый вечер было не до смеха. Более того, прикинувшись (или искренне ощутив себя?) этаким «испорченным телефоном», отнявшим тем не менее немало нервных клеток и у пассажира, и у водителя, красавица даже не извинилась, и нашему товарищу ничего не оставалось, кроме как лишний раз «восторгнуться» особенностями национального сервиса. Герою хрестоматийной «Иронии судьбы» повезло больше – там хотя бы был хэппи-энд...
Понятно, что случай этот экстраординарным не назовешь. Каждый, кто хотя бы изредка пользуется такси, может «накидать» немало таких или подобных «курьезов», один другого краше. И теоретически, конечно, можно весь номер газеты превратить в этакую книгу жалоб на «бесчинствующих» таксистов, а следующий – скажем, на «охамевших» клиентов: ведь, вопреки известному лозунгу, и они далеко не всегда бывают правы, а порой отжигают так, что мало не покажется. Но мы, как и наш коллега (вызвавший, кстати, в итоге «мотор» другой фирмы), решили пойти другим путем. Благо, у журналистов таких возможностей немало.
Нет, это не то, о чем вы подумали: никаких провокаций, хотя порой и этот прием помогает докопаться до истины. И даже «менять профессию», чем любили заниматься классики советской журналистики (достаточно вспомнить серию довоенных очерков Михаила Кольцова – в том числе написанный прямо в тему этой статьи «Три дня в такси») нам не пришлось.
Мы просто пообщались с экспертом, не понаслышке знающим о том, как устроен этот бизнес. Причем, не только изнутри, но и снаружи: ему немало пришлось поездить и в роли пассажира: вовсе не как «тайному покупателю», а в качестве обычного пассажира после тяжелого дня «за баранкой».
Водители, за редким исключением, народ общительный, и потому разговорить нашего «информатора» (назовем его А., чтобы сохранить конфиденциальность) не составило особого труда.
Ну, а чтобы вы, уважаемый читатель, – упаси господь! – не заподозрили редакцию в скрытой рекламе, антирекламе или каком-нибудь участии в «корпоративных войнах», мы не станем называть компании, которые неминуемо будут упомянуты в тексте. Наша главная задача – понять, что происходит на местном рынке такси и почему случаются подобные «недоразумения».
Бомбилы с айфонами
«Ловить мотор» на улице, как в прежние времена, сегодня желающих не так много. Невыгодно это. По словам нашего собеседника, нынешняя логистика построена так, что вызвать такси по телефону дешевле. И потому диспетчерские службы стали своеобразным регулятором этого рынка. При этом они каким-то странным образом выпали из поля зрения законодателей (а значит, и надзорных органов): согласно принятому в 2011 году регулирующему эту сферу деятельности «Закону о такси», за все «косяки» отвечает непосредственно водитель.
Вообще, из множества компаний, действующих в Тольятти и Жигулевске, только две - такси «Э.» и «М.» – работают в полном соответствии с законом, официально, поскольку обладают собственным парком машин, всей необходимой инфраструктурой (в том числе ремонтными службами) и главное – выдают клиентам талоны строгой отчетности, которые служат проездными документами. Остальные, в том числе невольно послужившее поводом для этой публикации популярное такси «В.», работают нелегально и полулегально. Полулегально – значит, располагают сравнительно небольшим парком официально числящихся за фирмой машин и штатом водителей, и плюс к тому практически безотказно берут на подработку сторонних «фрилансеров» с собственными авто. Людям, желающим подработать, устанавливают в их личный гаджет (скажем, айфон) «фирменное» мобильное приложение, и он, как и штатные водители, получает доступ к базе заказов.
Такси «В.» удалось добиться нескончаемого потока заявок за счет низких цен на услуги (примерно на 40 процентов ниже «среднерыночных» по городу). Значительное количество своих и привлеченных машин позволяет добиться минимального «пробега» до клиента – и оплата, соответственно, ниже. Но это вовсе не означает, что такси работает себе в убыток. Прибыль (хозяевам такси, разумеется) выходит, мягко говоря, немаленькая. И привозят» ее обе категории водителей, стремящиеся, дабы хоть что-то заработать и себе, выполнить в минимальное время максимум заявок.
Привлеченные водители выплачивают в кассу до трехсот рублей за 12 часов работы. При этом нелегалы, в отличие от «своих», заправляются и чинят машину и сами. Нещадно эксплуатируя личный автомобиль – по сути, «продавая его по частям», они прекрасно понимают, что машина не окупается. «Если разобраться, это бич-такси, и у них расценки на пороге рентабельности, на пороге выкидывания машины», – говорит наш эксперт.
В свою очередь, штатные водители за те же полсуток сдают до двух тысяч рублей выручки с каждой машины, при расчете получая в качестве зарплаты треть наработанной суммы. «Они на особом счету, поскольку много денег приносят хозяевам, и окупаемость машин получается большая». А потому, по словам А., «пользуются приоритетом»: у штатных есть возможность в первую очередь выбрать из тех заявок, которые «выбрасывает в сеть» оператор, наиболее прибыльную.
Сторонних же привлекают потому, что своих машин в часы пик не хватает, – а если держать свой парк больше, в не пиковое время машины будут простаивать.
- Потому и нужны «бомбилы». Но это уже бомбилы новой формации – с айфонами, – говорит А.
При этом все – и «бомбилы», и штатные наемники – имеют полное право отказаться от невыгодных поездок в места, из которых рискуют вернуться порожняком или потерять драгоценное время. Скажем, куда-нибудь в глушь «зеленой зоны» Тольятти. Или в тот же Жигулевск, особенно когда плотинный участок М5 в очередной раз стоит в пробке.
«Рынок уронили...»
- Если строго следовать нашему законодательства, никакое такси не может содержать собственный парк, достаточный для того, чтобы нормально обслужить клиента, удовлетворить все заявки, – утверждает наш собеседник. – И потому появляются такие полулегальные такси, как «В.». Демпингуя и привлекая нелегалов, они, по сути, гробят рынок. Почему они держатся? Скорее всего, на местном уровне просто было принято «философское» решение: Тольятти город бедный, и если соблюдать все правила и законы, люди просто взвоют. По-нормальному платить налоги, нормально за машиной следить, нормально автомобиль подать – у нас это пока не пройдет. И может быть, и-за того сотрудники полиции пока к этому нормально относятся. Потому что все ездят на дешевом такси, вплоть до самой полиции и самих таксистов, работающих в легальных такси. Я, например, сам на них езжу после смены...
Но и это не предел: в Тольятти появилось такси с еще более низкими расценками – и соответствующим сервисом. Там в «таксисты» вербуют всех, даже на «убитых» иномарках или классике за 65 «рублей». И находятся люди, готовые проехать за цену «как на газели», ничуть не смущаясь тем, что у машины порой не работают тормоза и не закрываются двери. Да и «у штурвала этой утлой посудины» может оказаться кто угодно...
Разумеется, не каждый позволит себе заплатить за поездку в два раза дороже, чем предлагают «полулегалы».
«Есть определенное количество денег, которые люди тратят на такси, с кризисом оно снижается, – рассуждает эксперт. – И, снизив цены, они перетянули всех клиентов. И когда, бывает, в часы пик люди не могут к ним дозвониться и набирают такси «Э.» или «М.», и приезжает машина, и везет их по тому же маршруту, а водитель называет им сумму в полтора-два раза больше – они возмущаются: «Как так?!» Но ведь это все равно, что приходишь в магазин и говоришь: дайте мне колбасу за сто рублей самого лучшего качества... В конце концов, есть куда позвонить, чтобы вызвать такси, но если вы привыкли ездить по бич-тарифу – нечего жаловаться...».
Будущее за бич-мобилем
По словам нашего собеседника, чистый заработок таксиста, где бы он ни работал, будь он штатным или «бомбилой», редко превышает 50 рублей в час, при пересчете на месяц – 25-30 тысяч при 60-часовой рабочей неделе. Прямо как у Маяковского: «работа адовая...» А многие вообще умудряются работать в трех такси одновременно, вшивая по нескольку мобильных приложений разных фирм и «хватая» заявки.
- Диспетчерских много, они еще законом не охвачены – и каждая стремится цены уронить. Диспетчеру наплевать, какой тариф: они берут свой процент. Что там с водителем будет, что там с его машиной? – без разницы. Они всё равно свой процент получают, – говорит А.
И судьба пассажиров, похоже, «регуляторов рынка» тоже ничуть не волнует: если что случится, спрос все равно со «стрелочника» – с водителя. И ведь случается, и нередко! Все знают: в этой вечной гонке водители частенько недосыпают. А не выспавшийся водитель, утверждает наш эксперт, куда страшнее пьяного: он не чувствует скорость и расстояния, у него случаются галлюцинации. В нелегальных такси это сплошь и рядом. «Посмотрите статистику ДТП: сколько случаев абсолютно глупых, буквально на ровном месте. Если покопать и разобраться, очень часто – с участием нелегальных таксистов».
Вот только никто этим не занимается, никому нет дела: ни властям, ни правоохранительным органам...
«Водитель такси – в любом городе, в любой стране мира – отличается агрессивным поведением на дорогах и представляет порой куда большую опасность, чем пресловутые водители маршруток. Газелисты, конечно, по-сумасшедшему ездят, но у них определенный маршрут, и они его на зубок знают, едут на автомате. У таксистов этого нет. Поэтому в такси приживаются только профессиональные, опытные водители. А их сегодня не очень-то и сыщешь: найд «дурачка, который будет гонять, как ужаленный, по 12 часов».
По словам А., проблема – и в первую очередь, проблема нашей же безопасности, – решается только снижением конкуренции и повышением уровня жизни. Но и тут прогнозы неутешительны. Казалось бы, некуда уже «ронять» цены – но все идет к тому, что «будут ездить еще дешевле, такси «В.» как бич-мобиль будет бомбить всех остальных».
Впрочем, считает он, не стоит раньше времени хоронить и премиум-сегмент. «Многие предприятия уже пришли к выводу, что не выгодно держать своих водителей, это гораздо накладнее, чем по безналичной форме оплаты работать с легальными такси. Не с бомбилами же заключать договор»...
Сергей Мельник, газета «Жигулевский курьер»