Это отрывки из второго отчета аналитического центра "Эксперт" о нашем городе, поясняет в своем ЖЖ известный тольяттинский блогер Федор Быстров. Группа главного редактора журнала «Эксперт», общественного и политического деятеля Валерия Фадеева работала в Тольятти в прошлом году. Это был первый этап в рамках подготовки стратегического плана развития Тольятти до 2025 года.
Начнем с резюме второго отчета.
Именно средние компании сегодня являются «локомотивами» развития городской экономики. Они сохраняют динамичность и гибкость малого бизнеса и приобретают глобальность мышления крупного. Средние предприятия даже в кризисных условиях находятся в постоянном движении, поиске новых ниш, внедряют инновации и пытаются мыслить нетривиально, что дает основание заявить: их энергия может служить потенциальным макроэкономическим ресурсом (под средними компаниям в отчете понимаются фирмы с выручкой 0,5 — 10 млрд рублей).
В Тольятти уже сегодня работает несколько десятков крепких средних компаний (часть из них являются российскими лидерами в своем сегменте и постоянно внедряют инновации). Контент-анализ глубинных интервью показал: существенная часть средних предприятий рассчитывают на мощное развитие. Примеры — «ЭНЛИ» (рост производства с 300 до тысячи кухонь), «Август» (увеличение производственных площадей в два раза и трехкратный рост выручки), «Аком» (увеличение производства аккумуляторов с 1,8 до 3 млн к 2018 году с последующим ростом до 5 млн). Кроме того, «Тольяттихлеб» рассматривает возможность по организации производства замороженного хлеба (в России пока подобных предприятий нет) и увеличении выручки в два раза. Для города это однозначно позитивный момент.
В ходе опроса экспертов также выяснилось, что Тольятти обладает большим потенциалом для реализации инфраструктурных проектов и формирования зон компактного расположения промышленных предприятий. Были определены как минимум семь перспективных территорий — площадка «Куйбышевазота», площадка бывшего завода «Фосфор», площадка «Тольяттисинтеза», площадка «Волгоцеммаша», ОЭЗ ППТ «Тольятти», промзона в Автозаводском районе и площадка АвтоВАЗа. Кроме того, в городе организован технопарк «Жигулевская долина», который при должном развитии может стать базой для реализации прорывных
проектов.
Стоит заметить, однако, что большинство интервьюируемых (в том числе и глава АвтоВАЗа Бу Андерссон) крайне скептически настроены по отношению к перспективам крупнейшего инфраструктурного проекта — ОЭЗ «Тольятти». Предприниматели не верят, что особая зона станет точкой роста экономики города. В «вину» ОЭЗ многие ставят слишком жесткие условия входа: для того, чтобы стать резидентом «Тольятти», по мнению бизнесменов, необходимо вложить 100 — 150 млн. рублей. Они были бы готовы рассматривать возможность организации производства в ОЭЗ, если бы им предоставили готовые помещения в аренду (по примеру Калуги или Алабуги). Несколько предпринимателей заметили, что ждут организации в Тольятти (или пригородной зоне) территории опережающего развития. Этот статус, помимо льгот по налогам на прибыль и имущество, дает возможность экономить на социальных отчислениях. Низкая популярность ОЭЗ в предпринимательских кругах несколько противоречит объективному состоянию проекта. Это однозначно свидетельствует о неком системном сбое в коммуникации между инициаторами проекта, городскими властями и бизнесом.