ТЛТгород.ру - городской информационный портал Тольятти. Все новости города. 18+В сентябре портал посетило 55 634 человек, 225 504 просмотров. Реклама на сайте
  
Погода сегодня
+3°
главная новость Тольятти
99,9971  нефть 77,25
€ 105,7072  золото 2632,3
БизнесНовостиВидеоФотоотчетыКриминалРасследованияСВО на УкраинеОбъявленияеще

Читайте нас

группа ВКонтакте
RSS-лента
добавить виджет в yandex




Новости Тольятти

14.05.2016 12:37

(мнение) 10 выводов экспертов о Тольятти. Особые люди – особый город


Напомним, это отрывки из второго отчета аналитического центра "Эксперт" о нашем городе, поясняет в своем ЖЖ известный тольяттинский блогер Федор Быстров (резюме к отчету здесь).

1. Промышленные площадки

 

Этот вывод экспертов самый лаконичный:
Тольятти обладает большим потенциалом для формирования зон компактного расположения промышленных предприятий (индустриальных парков). В ходе глубинных интервью были определены как минимум шесть перспективных территорий — площадка «КуйбышевАзота», площадка бывшего завода «Фосфор», площадка «Тольяттикаучука» и «Тольяттисинтеза», площадка «Волгоцеммаша», ОЭЗ ППТ «Тольятти», промзона в Автозаводском районе и площадка АвтоВАЗа.

2. Перспективы и эффект реализации проекта ОЭЗ ППТ «Тольятти»

Большинство интервьюируемых крайне скептически настроены по отношению к перспективам ОЭЗ (в том числе и глава АвтоВАЗа [на момент написания отчета] Бу Андерссон).
Предприниматели не верят, что этот проект станет точкой роста экономики Тольятти. Часть из них считает, что это способ «освоения» бюджета, который не даст положительного эффекта.
В «вину» ОЭЗ многие ставят слишком жесткие условия входа: для того, чтобы стать резидентом «Тольятти», по мнению бизнесменов, необходимо вложить 100 — 150 млн рублей. Они были бы готовы рассматривать возможность организации производства в ОЭЗ, если бы им предоставили готовые помещения в аренду (по примеру Калуги или Алабуги).
— Главный минус ОЭЗ «Тольятти» в неопределенных правилах игры и долгих процедурах, — отметил президент ГК «Аком» Николай Игнатьев. — Например, разрешение на строительство в Татарстане получают за 40 — 50 дней, у нас — 190. Кроме того, половину сметной стоимости проекта может занять подключение к коммуникациям. В итоге планировать сроки и расходы очень сложно. В Татарстане не нужно нести капитальных затрат, там уже есть готовые помещения.
Несколько предпринимателей заметили, что ждут организации в Тольятти (или пригородной зоне) территории опережающего развития. Этот статус, помимо льгот по налогам на прибыль и имущество, дает возможность экономить на социальных отчислениях.
Глава «Волжских коммунальных систем» Олег Маркелов полагает, что необходимо начинать не с развития ОЭЗ, а с улучшения делового климата, тогда инвесторы сами заселят зону.
Отметим, что низкая популярность ОЭЗ в предпринимательских кругах несколько противоречит объективному состоянию проекта. Это однозначно свидетельствует о неком системном сбое в коммуникации между инициаторами проекта, городскими властями и бизнесом.

3. Судьба АвтоВАЗа и монозависимость города

Опрошенные нами эксперты не сформировали единого мнения относительно судьбы АвтоВАЗа и связанного с ней будущего города.
Однако те, кто благосклонно относится к политике Бу Андерссона, все же остаются в меньшинстве. Их оппонентов условно можно разделить на две группы: консерваторы и реформаторы.
Консерваторы уверены, что Бу Андерссон приехал с одной целью — «разбомбить» (слово, употребленное директором компании «ИнфоЛада» Юрием Переваловым) завод. Потому он закрывает уникальные производства (ВМЗ, КВЦ) и тысячами увольняет людей. В конце концов, это приведет к полному забвению конструкторской мысли и крайне негативно повлияет на экономику города. 
Охранители полагают, что автомобильная промышленность, несмотря на сокращения занятых и снижение объемов, все равно будет играть одну из ключевых ролей в экономике Тольятти. И было бы глупо отказываться от сектора, в котором за 50 лет накоплены мощные компетенции. Вместе с тем они констатируют, что сегодня значимость АвтоВАЗа существенно сократилась по сравнению с советским временем. Число занятых, например, в химии в скором будущем станет сопоставимо с количеством работников автозавода.
Реформаторы же считают, что АвтоВАЗ и монозависимость является проклятьем Тольятти. «Тольятти — город немного закомплексованный: здесь человек с самого рождения нацелен как-то притулиться к автомобильному бизнесу, — говорил директор компании “Август” Александр Стецюра. — Вся система образования заточена под данную промышленность. Это очень плохо. И даже вновь возникшие инфраструктурные проекты — “Жигулевская долина” и ОЭЗ оказались вновь зациклены на автопроме».
Часть предпринимателей полагает, что полное сворачивание производства на АвтоВАЗе является достаточно серьезным риском. Следовательно, необходимо задуматься о радикальной диверсификации экономики Тольятти, о замещении выпадающего сектора. 

4. Точки роста экономики Тольятти. Кластерные инициативы

Большинство опрошенных сходятся на том, что в десятилетней перспективе Тольятти может опереться на три столпа: автомобилестроение, энергетику и электротехнику (а также машиностроение в широком смысле) и химическую промышленность.
Хотя глава АвтоВАЗа Бу Андерссон скептически относится к формированию автомобильного кластера в Тольятти, указывая на то, что транспортные расходы в стоимости автокомпонентов не так уж велики и завод вполне удовлетворен пулом своих нынешних поставщиков. Правда, он оговаривается, что готов пригласить на свою площадку несколько глобальных производителей компонентов.
В химии идеальный кластер обрисовал председатель совета директоров «Куйбышевазота» Виктор Герасименко: сырье (серная кислота и бензол) завозится из Новокуйбышевска и Сызрани, далее оно перерабатывается в капролактам и полиамид. Следующий передел — инженерные пластики и нити, далее — готовые изделия и ткани. Последнего передела в Тольятти нет.
Отметим, что существенная часть средних компаний в Тольятти рассчитывают на мощное развитие. Примеры — «ЭНЛИ» (рост производства с 300 до тысячи кухонь), «Август» (увеличение производственных площадей в два раза и трехкратный рост выручки), «Аком» (увеличение производства аккумуляторов с 1,8 до 3 млн к 2018 году с последующим ростом до 5 млн). «Тольяттихлеб» рассматривает возможность по организации производства замороженного хлеба (в России пока подобных предприятий нет) и увеличении выручки в два раза.
Заместитель генерального директора мебельной фабрики «ЭНЛИ» Олег Григорьев замечает, что, вероятно, стоит рассмотреть возможность появления в Тольятти производства фурнитуры и фасадов (сегодня все это закупается за рубежом). В «Тольяттихлебе» перспективным называют выпуск полимерной упаковки (сегодня везется из Санкт-Петербурга). В «Акоме» говорят о низкотехнологичных линиях по производству поддонов и упаковки (хотя на территории Тольятти есть производитель подобной продукции — компания «АЗЛ»). 

5. Барьеры развития бизнеса и экономики

Большинство интервьюируемых отметили, что в Тольятти практически отсутствуют административные барьеры. Хотя часть руководителей заметила, что в городе (как и по всей стране), как только ты становишься успешным и заметным, число проверок кратно вырастает.
Опрос показал, что ключевая проблема развития Тольятти — человеческий капитал. Топ-менеджеры отмечают низкое качество подготовки выпускников вузов, несоответствие программ подготовки потребностям бизнеса. Кроме того, предприниматели сетуют: лучшие абитуриенты и молодые специалисты покидают город. 

Еще одна проблема — отсутствие так называемого инновационного лифта: бизнес-инкубатор — технопарк индустриальный парк (или ОЭЗ). Например, директор компании «Аист» Александр Сергиенко отмечает, что эти элементы инфраструктуры никоим образом не связаны.
Общероссийский барьер, негативно сказывающийся и на развитии бизнеса в Тольятти, — отсутствие долгосрочного, доступного и проектного финансирования. Средний бизнес города в основном полагается на свои силы.

6. Эффективность господдержки

 
Подавляющее большинство интервьюируемых заявили о неэффективности мер господдержки.
Но речь шла не о сущности инструментов и механизмов, а об объеме их финансирования. Например, компании тратили на приобретение оборудования миллионы, а компенсацию получали в сотни тысяч. Потому большинство предпринимателей назвали затраченные усилия напрасными. Единственным предприятием, получившим мощную поддержку, оказалась ГК «Аком», прошедшая отбор на федеральном уровне. Ей был предоставлен беспроцентный кредит объемом 500 млн. рублей.
Одновременно часть интервьюируемых указала на то, что у города нет ресурса, где предприниматели могли бы узнать о всех формах и условиях поддержки. Вместе с тем они отметили, что процесс сбора документов для получения средств слишком трудоемок и забюрократизирован.
 

7. Научный потенциал и центры компетенций

 
Речь идет о перспективных разработках Тольяттинского госуниверситета. 
Первый центр — интеллектуальная система диагностики материалов.
Второй центр — наноструктурированные металлические материалы с уникальными свойствами (особый интерес представляет магний).
Третий центр — лаборатория 3D-прототипирования.
Четвертый — оценка энергоэффективности.
 

8. Самаро-Тольяттинская конурбация

 
Эта тема не является сколь-либо популярной. 
Ее затронули единицы интервьюируемых (вероятно, потому что Тольятти сам, по сути, является агломерацией трех самостоятельных районов). Активной маятниковой миграции между двумя населенными пунктами пока нет. Тем не менее, предприниматели считают целесообразным слияние Тольятти с городом-спутником Жигулевском и повышение инфраструктурной связанности с Самарой.
Вместе с тем адепты агломерационной идеи полагают, что целесообразным является перенос административных органов Самарской области в Курумоч (поселок, расположенный между Тольятти и Самарой, к нему примыкает аэропорт). «При этом города конурбации могут специализироваться, — считает глава “Аиста” Александр Сергиенко. — Самара — наука и аэрокосмос. Тольятти — инновации (ОЭЗ и ТП)».
Однако на наш взгляд, создание данной конурбации не является первоочередной задачей в перспективе десяти лет. Вероятно, к 2020 — 2025 годам естественное развитие Самары и Тольятти приведет к более тесным связям дух городов, и тогда к агломерационной теме можно будет вернуться. 
 

9. Городская среда

 
Подавляющее большинство интервьюируемых крайне недовольны состоянием городской среды Тольятти (лишь единицы отметили, что их основные корреспонденции — это «дом — работа — дом» и потому их все устраивает).
Основных претензий пять.
- Первая — низкое качество дорожного полотна и недочеты в проектировании дорожной сети (неэффективные круговые развязки, только один путь ведет из одного района в другой).
- Вторая — грязь. Опрошенные считают, что город необходимо лучше чистить и мыть.
- Третья — серость и непривлекательность архитектуры.
- Четвертая — низкое разнообразие досуговых учреждений и отсутствие ФОКов при одновременном динамичном росте «пивнушек» и алкомаркетов.
Пятая претензия — отсутствие общественных пространств (парков и набережной) при одновременном наличии огромной лесополосы и мощной реки Волги.
 

10. Тольяттинцы — особые люди. Тольятти — особый город

 
Этот посыл в явном или имплицитном виде присутствовал во всех интервью. Тольяттинцы активные и боевитые, они самолюбивы, готовы к изменениям.
И большинство из них — патриоты. Тольятти — собрание уникальных предприятий. Это крупнейшая в Европе ГЭС, крупнейший автомобильный завод, крупнейший куст химкомбинатов, аммиакопровод, который заканчивается в Одессе. Исторически Тольятти — это город авантюристов, приезжавших в чистое поле. Исторически Тольятти — город, возникший благодаря трем идеям: ГЭС, АвтоВАЗ и химические заводы.
Этот посыл и сформулированные выше выводы дают нам основание выдвинуть идею, которая может превратиться в генеральную цель развития Тольятти на ближайшие десять лет. Если сформулировать ее в виде лозунга, она будет звучать так: «Тольятти — город идей». Следование этому пути предполагает и формирование комфортной среды, и создание новых рабочих мест, и кардинальное улучшение делового климата, и удержание молодежи, и использование энергии жителей и средних компаний. Смысл лозунга заключается в том, чтобы делать упор на создание благоприятных условий для развития бизнеса и реализации человеческого потенциала: выстраивании технологического лифта, организации инфраструктурных площадок, развития существующих научных компетенций и включения режима максимального благоприятствования для любых инициатив (предпринимательских, культурных, средовых, социальных и т.д.). Они не обязательно должны быть крупными (вроде завода в ОЭЗ стоимость 100 млн рублей).
Таким образом Тольятти сможет обеспечить диверсификацию всех сфер жизни (и, возможно, разрушит стереотип «Тольятти — АвтоВАЗ»). Именно разнообразие является главной характеристикой успешных городов.
Источник: АЦ "Эксперт", "Финальные материалы по 1 этапу проекта Тольятти". Отчет 2 

 


Просмотров: 12966
вставка в блог
вернуться к новостям

Мнение посетителей:


 1  2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 459



Объявления

© СМИ сетевое издание «TLTgorod» (ТЛТгород)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) серия Эл № ФС77-85542 от 04.07.2023 г.
Использование любых материалов сайта TLTgorod.ru допускается только со ссылкой на издание, с указанием названия сайта. При использовании любых материалов TLTgorod.ru в интернете обязательна гиперссылка (активная ссылка) на конкретную страницу сайта, с которой взята информация, размещенная не позже первого абзаца публикуемого материала.
Учредитель: ООО "ГОСТ" (ОГРН 1146320013146)
Телефон редакции: 89608488510
Главный редактор: Давыдов С. Н.
Адрес электронной почты редакции: davidoff.06@mail.ru
Возрастное ограничение: 18+
Разработка сайтов в тольятти web-good.ru
Контакты   Посещаемость   Реклама   Сообщить об ошибке    
LiveInternet