В воскресенье отметят День машиностроителя. Koгда-то, в золотые времена ВАЗа, eгo отмечали в ДКиТе торжественно, с концертом. Как будет в этот раз - не знаю. Одно понятно, что отмечать уже почти нечего. Но память никуда не девается. Она живет еще в воспоминаниях тех, кто помнит дни вазовской славы.
В беседах с известным строителем приходилось соблюдать несколько обязательных уcловий: ничего не записывать, не использовать диктофон и не называть eгo фамилию. Так что все воспоминания - в моем пересказе, по памяти. От этого они мнoгo теряют: и в живости речи, и в ярких деталях - тут уж ничего не поделаешь, но ценны и интересны сами факты.
КАК СТРОИЛИ ДИРЕКЦИЮ
10 лет стояла недостроенной высотка дирекции ВАЗа. Скелет возвели - и всё, хотя денег было достаточно, чтобы завершить строительство. Я Каданникову говорю:
- Сколько еще будешь ездить с Белорусской на завод? Завод не просто всесоюзного, а мирового значения! Каркас скоро сгниет.
Убедил. Высотку довели до ума практически за полтора года.
Видели наверняка: рядом стоит здание, где зал заседаний и прочее? Если здание дирекции облицевали голубым, то пристрой я решил отделать красной плиткой. Хорваты, которые вели строительство, сомневаясь в таком смелом решении, спросили:
- А мы не получим?
Я ответил:
- Получу я, а не вы! Каданников в это время отсутствовал: то ли в отпуске был, то ли в командировке. Приехал, увидел и ахнул:
- Это что такое?
- Это вот такое, - отвечаю.
- Ты чего? - кричит. - В своем уме?
- Видишь ли, сделай я всё в одном цвете, ты бы и не заметил. А тут вон как тебя задело.
- Ну и сволочь! - захохотал он. - Не переделывать же?
Так и стоит - по-моему, симпатично.
Потом еще у меня с ним было выяснение. На 23-м этаже я решил сделать большой приличный кабинет для генерального. Сделали. Мебель заказали в Европе, комнату отдыха тоже заказали. Здание специально не сдавали, решили ему показать: понравится ли кабинет, мебель или нет? Пришли.
- Зачем такой большой кабинет? Я тут совсем потеряюсь, и меня не заметно будет, - возмутился Каданников.
- Ты же генеральный директор такого серьезного большого завода, должен соответствовать!
- Нет, не годится. Уменьшай!
Ну и... (подумал про себя непечатное слово). Вызвал хорватов.
- В общем, так: делаем меньше, ставим перегородку, в ней - стеклянную вставку и за стеклом, в образовавшемся помещении, устанавливаем аквариум с рыбами всякими.
Сделали. Девчонки-секретари благодарить начали:
- Спасибо, есть на чем глазам отдохнуть! Еще поставьте шкафы, пожалуйста, а то негде даже пальто повесить.
Закончили. Снова показываем Каданникову. Аквариум светится, рыбки плавают ...
- Это что? - опять спрашивает.
- А это чтобы ты отвлекался иногда и вместо того, чтобы людям (непечатное слово) навешивать, расслаблялся.
Владимир Васильевич рассмеялся:
- Ну, ладно!
Потом были официальная комиссия, приемка, священник пришел - освятил.
«ЛАДЫ» ОТ ФИАТА
В 1970 году - к 100-летию Ленина - принято решение начать первый выпуск автомобилей. На тот момент была построена только первая треть главного корпуса - окраска. Вторая, средняя часть (МСП) была не готова, а требовалось сразу построить завершающую третью, конечную часть, где происходила окончательная сборка. Совпадение должно быть
абсолютным по каждой ферме, каждой колонне, стропилам. Сам с приборами бегал, перепроверял. Расхождение было в пределах допуска - 5-7 мм. Потом у ФИАТа купили 800 двигателей и собрали 800 автомобилей. Очень ценились эти первые - с итальянским движком - машины.
Настоящую сборку начали в 1971 году.
ПОЕЗДКА В США
Однажды группа руководителей ВАЗа, человек девять, решила прокатиться в США и Канаду. Валюты было много. Почему бы и нет? Взяли и меня.
Ну, все как обычно: Нью-Йорк, Вашингтон, Ниагарский водопад... Потом - обязательное посещение Детройта, как-никак мировая столица автостроения. Ходим, смотрим. Зашли в новый большой корпус. Каданников обернулся ко мне:
- Ну что? Видишь, за шесть месяцев построили, умеют люди...
Я ему отвечаю:
- Такой сарай я тебе за три месяца построю.
Подвожу его к белоснежным колоннам, ткнул пальцем - вмятина. Они металлические опоры пенопластом отделали.
- У нас бы работяги эту халтуру давно всю окурками истыкали, - говорю.
Веду дальше, к стенам:
- Смотри, сплошь обшивка чуть ли не из жести. Детройт находится на широте Сочи. С такими тонкостенками мы бы позамерзали зимой в Тольятти.
- Все-то ты знаешь, - буркнул Каданников и отошел.
Все, что связано с ВАЗом, - уникально. Когда говорю, что в начале строительства осваивали по миллиону (тех еще денег) в сутки, нынешние слушатели открывают рот от удивления.
Место, выделенное под строительство завода, - это старое русло Волги, грунт - осадочные породы. Под основание фундамента грунт уплотняли, не менее семи раз по одному месту семитонной «бабой» - бух, бух... Потом проверяли грунт в лаборатории на несущую способность. Полтора года проверяли. Ни один корпус не дал просадок, не было ни единой деформации. А потому что ответственность была снизу доверху...
Сергей Дьячков, специально для TLTgorod