Уже несколько лет не езжу, поэтому плохо знаком с деятельностью тех, кто дороги строит, ремонтирует, обслуживает. Но насколько мне помнится, эти работы производят привлеченные люди, приехавшие к нам на заработки, которые вряд ли учились на специалистов дорожного хозяйства. А привлекают их фирмы, выигравшие весьма сомнительное право на ремонт дopoг после столь же сомнительных, чаще всего коррупционных, «спланированных» конкурсов. У таких фирм порой ни опыта, ни техники - ничего, кроме хорошо налаженных связей с чиновниками мэрии. В общем, вот такое мое представление об этом самом хозяйстве.
И вдруг читаю, что профессиональный праздник (День работников дорожного хозяйства, отмечался в минувшее воскресенье) лично утвердил президент 10 лет назад - надо понимать, это был Дмитрий Медведев, и что численность работающих в дорожном хозяйстве - 750 тысяч человек (!), почти миллион. Оно понятно, что «заезжие» мосты, тоннели не проектируют и, может быть, даже не строят (хотя верится с трудом). Наверняка есть еще множество разных работ, где требуются квалификация и знания, профессионализм и опыт. Но на местах, в городах и селах, вряд ли задействованы кто-либо из 750 тысяч. Тут все проще и хуже.
Вот бы поговорить с тем, кто занимается дорогами в соответствии со своей профессией и образованием, а то я посчитал, что профессия чуть ли не сгинула вместе с СССР. Кстати, в те благословенные времена дорожники чаще многих попадали в тюрьму, уж слишком высок был соблазн на пару миллиметров уменьшить ширину или толщину дорожного полотна, сэкономленное - воровали. А как сегодня? Привычки, замашки и возможности, конечно же, остались, неслучайно так жестоко и яростно сражаются за подряды на дороги. Но вот насчет сажают - что-то не слышно. Теперь все в доле: от ворующих, плохо работающих, до распределяющих и проверяющих. Нынче ремонт дорог - самое-самое вороватое (и безнаказанное) место.
Где-то читал, что депутаты гордумы вознамерились провести ревизию результатов дорожных работ в Тольятти. Очень бы хотелось увидеть эти результаты. Надо было кинуть клич к общественности, она указала бы все места. К примеру, пересечение улиц Карла Маркса и Чапаева: асфальт сняли и не положили. Бульвар 50-летия Октября (от Лесной и далее): поменяли бордюры, а канавы не заделали, остановку у «Автолюбителя» не вернули, все развороты убрали (экономили), разделительную завалили глыбами грунта и бросили. Улицу Ушакова (от Лесной до Мира) ремонтируют ежегодно, но ямы там появляются вновь и вновь.
Подобные недоделки, недоработки совсем не безобидны и очень даже опасны. Знакомая, уступая дорогу на сужении (после ремонта), не успела заметить, въехав в поворот, что там убрали бордюры и на их месте образовалась канава. Машина бухнулась туда левым бортом. Автомобиль серьезно пострадал, у водителя серьезные травмы и повреждения - 21 день на больничном. Причина ясна: не было предупреждающих знаков.
Знакомая, прежде чем обратиться в суд, написала претензии к ответственным виновникам: это мэрия, «Экосфера» («Эковоз») - с этой фирмой у мэрии договор на обслуживание дорог, и «Инжиниринг» - основной подрядчик по дорожному ремонту. Все три организации дружненько претензии не приняли. Оно и понятно: троица связана, вероятно, многими взаимовыгодными обязательствами. Мы же знаем, как формируются требования по выполнению работ. Порой у исполнителей нет ни техники, ни людских и материальных ресурсов, главное - уметь решать вопросы с нужными чиновниками.
Так вот и расходуются бюджетные денежки. И немалые... Так кого же с праздником поздравлять? Объясните мне, непонятливому.
Сергей Дьячков, специально для TLTgorod