– Как поняли, что у щенка есть задатки терапевта?
– Когда Асе был год и в нашей копилке было уже достаточное количество трюков, мы начали участвовать в городских мероприятиях, днях рождения и прочих выступлениях, куда приглашали наш клуб «ВолгаДогСпорт». Постепенно спрос на наши услуги вырос, и у Аси появился личный администратор – Ирина Антипова.
Время от времени нас приглашали не только к здоровым детям, но и к ребятам с ограниченными возможностями здоровья – в детские центры «Дети-Ангелы», «Ариадна». Было особенно волнительно выступать в такие моменты, ведь понимаешь, что ситуация может быть нестандартной, трудно было понять, как дети отнесутся к собаке, сложится ли контакт. Достаточных знаний, к сожалению, у нас на тот момент не было. Мы с Ирой поняли, что настал момент, когда необходимо пройти обучение в этом направлении, ведь у Ирины к тому же медицинское образование (врач-педиатр). До сих пор помню одно из первых занятий, когда от наставника Ники Могилевской мы с удивлением узнали, что то, чем мы занимались до сих пор, имеет официальное название – ненаправленная канистерапия. А мы даже не подозревали!
Собаки любят метод пряника
– Характер собаки покладистый? Она любит учиться?
– Ася очень трудолюбива! В принципе этим качеством обладают собаки всех спортсменов клуба «ВолгаДогСпорт», ведь у всех у них есть основное дело, в которое они вкладываются вместе со своими хозяевами, – аджилити. Кстати, помимо Аси еще шесть собак клуба прошли тестирование на пригодность работы в качестве терапевтов, и две из них уже стажируются на занятиях с воспитанниками интерната.
Секрет тренировок простой: собаки любят поощрение. Правильные рабочие отношения формируются у собаки в процессе дрессировки методом положительного подкрепления. Благодаря этой хитрости собака воспринимает работу как радость, а не как повинность, и все у нее отлично получается. Поэтому направленную канистерапию Ася приняла как новый вид интересной деятельности, в которой есть свои правила, и к ним нужно привыкнуть. Например, больший акцент делается на неспешность, выдержку, умение расслабляться.
Еду замеряем до грамма
– Что она любит есть?
– Ася абсолютно всеядна и обладает отменным аппетитом. Но поскольку она в первую очередь спортивная собака, приходится держать форму: основной рацион состоит из корма, взвешиваемого точно по граммам.
– Сколько времени пришлось ее тренировать?
– Мы тренируемся и практикуемся постоянно. Это непрерывный процесс. На январских каникулах мы отдыхали в Приэльбрусье. Красиво там! Но и каникулы не время расслабляться. Там мы находили время, чтобы поработать над своими задачами. Например, у Аси во время тестирования обнаружилось слабое место в восприятии и исполнении команд, которые дает посторонний человек (нужный навык в канистерапии). То есть она может не услышать просьбу-команду ребенка пациента. Решение было простое: мы вылавливали участников тура и просили поработать с собачкой. Со стороны это выглядело забавно, но на самом деле получилась отличная тренировка.
Учим доверять друг другу
– Как выглядит сеанс общения ребенка-пациента с Асей?
– Занятия по канистерапии проводятся с участием канистерапевта (врач-педиатр Ирина), инструктора (т.е. меня), собаки-терапевта (Аси) и пациента или пациентов. Они выстраиваются индивидуально в зависимости от задач и целей: например, важно побороть страх собак, научиться навыкам самообслуживания, улучшения эмоционально-волевой сферы. Если у ребенка нет страха к собаке, он с удовольствием идет на контакт, то первые занятия мы все равно посвящаем укреплению контакта между собакой и пациентом. Занятия эти не трудные, проводятся в форме игры, поскольку они должны быть в удовольствие и ребенку, и собаке. В идеале завершаются они на пике настроения: хочу еще и еще!
После формирования у ребенка мотивации к занятиям (желания взаимодействовать с собакой, решать задачи и упражнения, связанные с участием собаки) начинаем планомерно вводить усложнения по принципу от простого к сложному. Конечно, не всегда все идет по плану, ведь бывает, что задание оказалось не таким простым и ребенок затратил на него слишком много времени.
Начало и завершение занятия у нас всегда одинаковое: начинаем с вводного ритуала, а заканчиваем расслаблением и обнимашками. Бывает такое, что в конце занятия и ребенок, и собака засыпают в обнимку.
Радуемся вместе с родителями
– Кого сейчас лечит собака?
– Ася активно работает с воспитанниками школы-интерната № 5, а также с учениками общеобразовательных школ г. Тольятти, руководящий и педагогический состав которых положительно относится к канистерапии в виде DogУроков и DogКвестов. Это очень интересное новое направление. Все его полюбили!
– Были ли случаи чудесного исцеления ребенка после общения с Асей?
– Стоит понимать, что канистерапия – не пилюля мгновенного действия. Для того чтобы получить ощутимые результаты, необходимо провести не одно занятие. В ситуации детей с инвалидностью это могут быть маленькие шаги, ощущаемые только близкими, а могут быть и серьезные подвижки в освоении какого-то навыка.
Запомнился случай на выступлении в «Ариадне». Ребенка-аутиста однажды напугала соседская собака, и девочка стала панически бояться собак. Благодаря тому, что Ася демонстрировала интересные трюки и игры, но была не навязчива, ребенок в первый раз улыбнулся, потянулся к собаке, проявил эмоции. Радости мамы не было предела!
Милые слабости Аси
Любит ловить мух, поэтому в доме они никогда не задерживаются.
Любит быть всегда впереди и поэтому, когда катаемся на лыжах, не позволяет себя обгонять. Маленький командир.
Очень любит играть в «перетяжки», поэтому дома все игрушки приходится прятать, иначе она будет их приносить в зубах, сверлить взглядом и требовать поиграть с ней.
Для справки:
Ида Ринге занимается дрессировкой, кинологическим спортом и канистерапией в качестве хобби. К клубу могут присоединиться все желающие. В августе Ида с Асей выполнили норматив мастера спорта по аджилити, а совсем скоро они отправятся защищать честь города и Самарской области на Кубке России.