14 января в должность президента ОАО «АвтоВАЗ» официально вступил Бу Андерсон, ранее трудившийся в группе «ГАЗ». Чуть позже, новый глава тольяттинского автогиганта провел встречу с губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным, в ходе которой обсуждались производственные перспективы предприятия, а также обновление линейки продукции в ближайшие годы.
Между тем, уже сейчас стали появляться слухи о вероятных грядущих увольнениях. Так, если верить слухмейкерам, руководство автозавода якобы уже подписало приказ на увольнение 20% сотрудников. Кроме этого, на очереди будто бы стоит еще один приказ, согласно которому 10% могут быть дополнительно сокращены. Не исключено, что сокращать будут целыми подразделениями. Однако, кого и когда именно уволят, пока неизвестно. Есть лишь предположения о том, что под сокращения не подпадут работники предпенсионного и пенсионного возраста. Какова вероятность такого развития событий, говорить пока сложно. Но, так или иначе, увольнения, вероятно, произойдут. Подобные негативные причины ожидал и депутат Самарской губернской Думы Михаил Маряхин, в комментарии порталу Засекин.ру в октябре текущего года. «Я ничего не слышал о достижениях Бу Андерсона. В любом случае, я считаю, что на АвтоВАЗе в ближайшее время грядут корпоративные каникулы или сокращения. Потому что снижение продаж автомобилей и, соответственно, уменьшение покупательской способности приведёт к тому, что на заводе начнут проводиться работы по сокращению персонала. Но сделано это будет уже не руками российского управленца, а привлеченного топ-менеджера», — заявил парламентарий.
Надо сказать, что в пользу предположений о возможных массовых сокращениях, может сыграть и опыт Бу Андерсона на посту главы группы «ГАЗ», куда он пришел в начале августа 2009 года, а уже в сентябре появилась информация, что на «ГАЗ» до конца того же года планируется уволить 14 тысяч сотрудников. Правда, стоит отметить, что информация о сокращении 7 тысяч сотрудников появилась еще до прихода Андерсона.
Так или иначе, но в случае массового сокращения, возможная цель которых будет вывод предприятия на новый качественный уровень, город может столкнуться с серьезным социальным напряжением. При том, что по мнению некоторых наблюдателей, дела в Тольятти складываются не лучшим образом, о чем свидетельствует, скажем, ситуация на том же ООО «Тольяттикаучук», или же резкая критика действующей власти со стороны главы региона. Кроме этого, если верить слухмейкерам, некоторые специалисты уходят с ряда предприятий, в том числе нефтехимической отрасли, чтобы устроиться на ОАО «Тольяттиазот», где обстановка якобы, более менее, стабильна. Однако, надо понимать, что при массовом сокращении сотрудников АвтоВАЗа, ни компания семьи Махлаев, ни любой другой тольяттинский завод, не смогут принять тот объем нуждающихся в трудоустройстве.
Казалось бы, в противовес слухам об увольнениях можно поставить информацию о государственной поддержке. В частности, в понедельник стало известно о том, что Правительство РФ готово направить на поддержку автопрома России порядка 270 млрд. рублей. Кроме того, ранее также сообщалось о том, что тольяттинскому автогиганту выделят около 9 миллиардов рублей, за счет которых планируется сократить расходы предприятия на зарплаты рабочим. Но, существует предположение, что эти деньги в какой-то степени могут выделить не просто на АвтоВАЗ, а на поддержку Тольятти и сдерживание возможной социальной напряженности и предотвращение социально-экономического обострения во втором по численности городе Самарской области.