Крупнейший российский автопроизводитель ОАО "АвтоВАЗ" объявил в четверг о намерении в 2014 году сократить штатную численность сотрудников на 7,5 тысячи. На предприятии объяснили, что сокращения планируются в рамках комплекса неотложных мер для улучшения экономики производства, выработанных новым руководством завода.
Руководители и рабочие — на выход
Из числа тех кому, возможно, грозит увольнение большая часть — рабочие, их штатная численность снизится на пять тысяч человек. Остальные 2,5 тысячи — руководители и специалисты.
Средняя численность работников предприятия, согласно отчету "АвтоВАЗа" за третий квартал, составляла 67,135 тысячи человек. По данным источника
РИА Новости на предприятии, сейчас на заводе работают порядка 66,5 тысячи человек.
Сокращаемым сотрудникам административного аппарата предложат перевод на имеющиеся вакансии. При их отсутствии или отказе сотрудника от перевода, увольнения будут производиться в рамках трудового законодательства РФ с выплатой всех причитающихся компенсаций. Также завод закроет прием новых людей на работу и перераспределит численности между подразделениями.
По словам главы официального профсоюза "АвтоВАЗа" Сергея Зайцева, сотрудники хотя и плохо относятся к идее сокращения штатов, но давно знают о них и готовы.
"Мы были в курсе готовящихся изменений. Говорить про сокращения не совсем правильно — это термин юридический, за собой тянущий определенные юридические последствия. Мы знали, что готовится приказ о нормативной численности на 2014 год", — рассказал Зайцев агентству РИА Новости.
Норматив численности устанавливается приказом по предприятию. В профсоюзе знали, что такой приказ готовится, и там будет снижение по отношению к существующему нормативу. Об этом также знали многие работники, отметил Зайцев.
"По рабочим нам сегодня сообщили, что уровень текучести на заводе, уровень существующих вакансий на заводе позволяет довести до нормативной численность рабочих без каких-либо сокращений. То есть при высвобождении работников будут закрываться вакансии", — пояснил Зайцев.
Однако, по словам председателя независимого профсоюза "Единство" (в нем состоит часть работников предприятия) Петра Золотарева, его организация не была проинформирована о грядущих сокращениях. Он отметил, что сейчас "предстоит решить, каким образом действовать в данной ситуации, какие меры предпринимать".
По словам Золотарева, профсоюз будет реагировать, как только получит официальное уведомление от руководства.
Реакция на падение
Данные меры в компании объясняют необходимостью улучшения финансово-экономического положения завода и оптимизацией затрат на фоне общего падения продаж автомобилей в России и негативных прогнозов по рынку на 2014 год.
"АвтоВАЗ" разработал целый комплекс неотложных мер для улучшения экономики предприятия, состоящий более чем из 120 мероприятий, в числе которых — корректировка производственной программы, контроль и регулирование запасов продукции, работа с дилерами, работа по снижению закупочных цен, а также сокращение общих затрат, включая оптимизацию затрат на персонал.
По итогам 2013 года "АвтоВАЗ" сократил продажи на 12,1% к 2012 году — до 534,911 тысячи автомобилей. В общем же, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в РФ в 2013 году сократились на 5,5% по сравнению с предыдущим годом и составили 2,78 миллиона единиц. При этом АЕБ прогнозирует в 2014 году падение продаж авто в РФ на 1,6% по сравнению с предыдущим годом — до 2,73 миллиона штук.
Метла новая, методы старые
Не так давно на предприятии сменилось руководство. После ухода бывшего президента компании Игоря Комарова в ноябре 2013 года временно его обязанности выполнял исполнительный вице-президент компании по финансам и корпоративному управлению Олег Лобанов.
При этом, покидая компанию, Комаров говорил, что уверен — в ближайшее время сокращений, в особенности в отношении рабочих, не будет, поскольку предприятие планировало увеличение производственной программы. Единственное, что может произойти — некоторое изменение структуры занятости людей из-за изменения мощности, модельного ряда и задач.
Но 14 января в должность президента "АвтоВАЗа" вступил бывший руководитель Группы ГАЗ швед Бу Андерссон. Возглавив группу ГАЗ в 2009 году, Андерссон провел процесс обновления модельного ряда, заключил ряд партнерств с зарубежными автопроизводителями и в первый же год пошел на сокращение 50 тысяч рабочих мест. При этом под его руководством компания достигла "лучших финансовых результатов за всю историю", отмечали в компании.
Все под контролем?
Изменения на "АвтоВАЗе" не критичны, считает первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. По его мнению, новый руководитель предприятия "очень авторитетный и опытный человек", поэтому "его опыт и компетенции дают ему некий карт-бланш на довольно серьезные изменения".
Несмотря на то, что сокращения — это явление негативное, нельзя заставлять собственника искусственно раздувать штаты для решения социальных вопросов, иначе "АвтоВАЗ" будет неконкурентоспособен по цене и качеству продукции, отмечает Гутенев.
Однако если эти сокращения происходят за счет технического перевооружения или высвобождения управленцев, которые, по мнению руководства компании, не нужны, то "это вопросы, находящиеся в его (руководства — ред.) компетенции". Необходимо отработать механизм вовлечения сокращенных работников в трудовую деятельность, возможно, путем переобучения, резюмирует Гутенев.
Советник мэра Тольятти Александр Долгополов считает, что уволенные сотрудники могут быть востребованы на предприятиях особой экономической зоны (ОЭЗ) "Тольятти". Он отметил, что в городе также развиваются производственные площадки в технопарке "Жигулевская долина".
ОЭЗ "Тольятти" — одна из шести особых экономических зон России, создана в 2010 году. Всего в ней 15 резидентов, четыре из которых уже начали строительство заводов, остальные начнут строительство своих производств в 2014 году.