Через три года после завершения народного конкурса руководство АВТОВАЗа заказывает разработку нейминга для новой модели (преемнице LADA Priora) одному из крупнейших брендинговых агентств Москвы – BrandLab. По оценкам экспертов, такая работа может стоить не менее 4-5 млн рублей. «Для сравнения: одно из лучших мировых нейминговых агентств Lexicon Branding, которое разрабатывало такие названия как Subaru Outback, Toyota Venza, а также Pentium и Intel Inside, за свои услуги берет $50-100 тыс., – комментируют участники рынка брендинга. – Среди клиентов BrandLab – Газпром, Ростелеком, правительство РФ, а также Volvo и АВТОВАЗ. Скорее всего, ценник у них не меньше, чем у Lexicon».
На сайте BrandLab можно посмотреть в подробностях, как специалисты компании разрабатывали тот или иной бренд и название. Однако в случае с LADA Vesta (как и с LADA Largus – авторство этого имени также стоит за BrandLab) информация крайне скудная: «Этот проект был настолько увлекателен, что требует детального описания – как мы решали задачу и какие результаты получили на выходе. Тем интереснее будет узнать об особенностях проекта, осталось немного подождать».
И все, больше никаких деталей.
Дадим слово самому Владимиру:
– Я могу подробно рассказать, как работал над именем Vesta. Сначала перебрал все созвучные названия, встречающиеся в нашем регионе, – фонемный ряд, исторический, мифологический. Слово «веста» – оно из славянской мифологии, это небесная богиня-хранительница древнейшей мудрости. Уверен, я не один предложил подобное название. Признаюсь, был неприятно удивлен, когда узнал, что автором названия новой модели называют московское агентство.
Я написал письмо в пресс-службу АВТОВАЗа с вопросами: «Что стало с результатами конкурса? Почему объявлено, что это сделала компания BrandLab? Вполне возможно, что имя Vesta регистрировали как минимум пять-шесть работников автозавода. Произошла утечка? Кто-то воспользовался служебным положением и передал результаты конкурса третьей стороне?»
Подумав, Владимир добавляет:
– После завершения конкурса по LADA Granta пресс-служба сообщала, что несколько удачных названий, предложенных конкурсантами совершенно бесплатно, АВТОВАЗ зарезервировал для будущих моделей. Зачем тогда понадобились услуги агентства? Может быть, господину Андерссону стоит приподнять итоги конкурса – вероятно, там будут подходящие названия на 50 лет вперед. И не надо платить агентствам, ведь новый президент автозавода так увлечен темой сокращения расходов. А тут такая экономия!
И еще об экономии. Несмотря на убытки, полученные предприятием в 2014 год (25,4 млрд рублей), АВТОВАЗ объявил тендер на отбор медийного агентства для разработки стратегии продвижения бренда LADA. Начальная цена контракта – 500 млн рублей.
«Вся эта история с Vesta банальна, все ответы лежат на поверхности, – рассуждает эксперт. – Тем более что это название не такое уж оригинальное – под таким брендом в конце 90-х выпускалась российская стиральная машина-автомат.
Что касается отсыла к именам богинь. В одном из эпизодов телесериала «Симпсоны» есть показательная сцена, когда брат Гомера Херб Пауэлл, исполнительный директор автомобильной компании, выговаривает своим сотрудникам за предложение назвать машину в честь греческой богини Персефоны, наказанной пребыванием в царстве мертвых за то, что она съела доверенные ей магические семена плодородия. «Люди не хотят, чтобы их автомобиль назывался в честь голодной древнегреческой бабы! – кричит Херб Пауэлл. – Они хотят такие имена, как «Мустанг» или «Гепард». Дикие и провоцирующие!»
Екатерина Шилова