ТЛТгород.ру - городской информационный портал Тольятти. Все новости города. 18+В сентябре портал посетило 55 634 человек, 225 504 просмотров. Реклама на сайте
  
Погода сегодня
+3°
главная новость Тольятти
99,9971  нефть 77,25
€ 105,7072  золото 2632,3
БизнесНовостиВидеоФотоотчетыКриминалРасследованияСВО на УкраинеОбъявленияеще

Читайте нас

группа ВКонтакте
RSS-лента
добавить виджет в yandex




Новости Тольятти

02.12.2016 18:14

(мнение) Производство АВТОВАЗа-2017: Гарантированная убыточность


9 декабря 2016 состоится очередной, последний в этом году, совет директоров ПАО «АвтоВАЗ». Там, кроме прочего, примут в окончательной редакции план производства на 2017 год. Это важный стратегический документ, в соответствии с ним определяются бюджеты конкретных проектов, составляются закупочные планы, рассчитываются рекламные и маркетинговые затраты. И, конечно, производственный план показывает, что руководство завода реально ждет от российского рынка — спады и подъемы по каждому из сегментов, сезонные колебания спроса и т.д.
Drom.Ru может познакомить читателя с планами «АвтоВАЗа» уже сейчас — соответствующий документ имеется в распоряжении редакции. Для удобства будем сравнивать показатели с планом на 2016 год, ведь последний еще не завершился, соответственно, данных о реальных продажах пока нет. Можно оперировать еще и прогнозами первых лиц российского автопрома, данными за 2016 год. В частности, словами президента «АвтоВАЗа» Николя Мора, датированными 23 августа сего года: в 2016 году завод планирует произвести в 2016 г. «чуть более» 420 тыс. автомобилей, машинокомплектов Lada и моделей альянса Renault-Nissan (около 300 тыс. и 90 тыс. соответственно). Это меньше, чем первоначальный план (440 670 автомобилей и машинокомплектов), но не очень существенно. Можно считать, что Николя Мор, согласился с прогнозами на развитие рынка, данными маркетологами ВАЗа в конце 2015 года.

Калина и Гранта против Логана: кто кого?

Наши собеседники на ВАЗе утверждают: себестоимость автомобилей контрактной сборки (Renault, Nissan и Datsun) искусственно занижается, а себестоимость Калин и Грант, напротив, завышается. Это якобы позволяет иностранным акционерам «тащить на рынок» свои модели в ущерб аутентично вазовским. Такой вариант недобросовестной конкуренции в рамках одного предприятия. Не беремся оценивать правдивость этого утверждения. Посмотрим лучше на цифры.

В 2017 году разных модификаций Lada Kalina будет сделано 18 438. А соплатформенных Lada Granta — 72 777, с учетом тех, что собираются в Ижевске. Справедливости ради в этот список нужно еще включить 16 000 Датсунов, которые суть лишь фейслифтинговые Калины/Гранты, делаются на той же нитке конвейера и имеют очень похожие показатели себестоимости и локализации. Соответственно, автомобилей на «калиновской» платформе будет выпущено 107 215 шт. Это меньше запланированного на 2016 год, но не намного (113 630).

Спору нет, Калины и Гранты уже порядком устарели, спрос на них уменьшается. Особенно драматичным видится прогнозное снижение спроса на Датсуны: более чем двукратное по отношению к нынешнему году. И это несмотря на то, что Датсуны с недавнего времени комплектуют 106-сильными моторами и «автоматами».


А вот перспективы Логанов в обеих ипостасях (вкупе с Renault Sandero) куда как более радужны, их планируют сделать 59 991 штуку, что больше 2016 года почти на 11 тыс. (49 200).


Если сравнить диаду Логан/Сандеро с русским конкурентом Калина/Гранта, то «наши» в абсолютном измерении пока впереди. Но тенденция — не в «нашу» пользу.
Интересно, что Nissan Almera, сделанный на той же «логановской» платформе, теряет популярность: на 2016 год планировали сделать 16 191 машину, а в 2017 — только 12 259.
 
С Lada X-RAY ситуация «логановская»: рынок модель распробовал, и в 2017 году «Хреев» хотят сделать 30 311, что в полтора раза больше планов на 2016-й. Впрочем, вероятно и в 2016 их будет выпущено больше, чем ранее спрогнозированные 20,4 тыс. Но мы-то помним, что у X-RAY наиболее низкий уровень локализации среди моделей Lada! То есть X-RAY значительную часть своей добавленной стоимости направляет за границу РФ. А вот крепко локализованный Ларгус… теряет рынок. Странно и непонятно. Ведь Ларгус долгое время был в дефиците, в сентябре от службы маркетинга даже пришел удвоенный заказ на эту модель. Тем не менее Lada Largus будет выпущена меньшим тиражом, чем запланировано на 2016-й — на 2 410 шт.

Как ни удивительно, но Приора тоже есть в плане на будущий год. Немного, 11 168 шт. Обещают, что 2017 год для нее будет последним, на декабрь Приора в плане уже не значится. Соответственно, никаких существенных изменений в конструкцию этой модели вносить уже не будут, даже комплектации останутся прежними.

Старая «Нива» переезжает…

Недавно стало известно, что производство Лады 4х4 переносят со старого конвейера на новый, туда, где уже собирают ее пятидверную версию (ВАЗ-2131) и Приору. Первоначально хотели сделать этот перенос будущим летом, в трехнедельный корпоративный отпуск (с 24 июля по 13 августа). Из этого исходили, верстая обсуждаемый план производства. Но 23 ноября Николя Мор подписал приказ о переносе старой «Нивы» в ближайшие новогодние праздники. Это разумно: январь и февраль — «мертвые» месяцы с точки зрения продаж, значит, можно спокойнее наладить сборочный процесс на новом месте. Мы не знаем, как это скажется на плане производства, но в имеющемся у нас варианте старых «Нив» значится 24 359 шт. При плане на текущий год в 40 тыс.

Это тоже малообъяснимо. Не так давно было объявлено, что срок жизни Лады 4х4 (ВАЗ-21214) продлевается аж до 2021 года, причем все это время модель будет модернизироваться. Но модернизация, даже не очень значительная, вроде изменения конструкции ступичных подшипников — действие затратное, оно окупается только при определенных объемах. Если делать машину тиражом в 25 тыс., то на проектах обновления можно поставить крест, они станут невыгодными. С другой стороны, если сорокалетнюю модель не очень хотят покупать, то зачем производить ее в количестве более нужного?
Так или иначе, но Лада 4х4 в ближайшие годы никуда с конвейера не денется, как минимум до поры появления New Generation (так на ВАЗе именуют проект «Нива-3»). Как мы уже рассказывали, Лада 4х4 NG давно проектируется, существуют даже полноразмерные макеты. Бу Андерссон вообще обещал «Ниву-3» поставить на конвейер уже в конце 2017 года. Разумеется, этого не случится. Как минимум, в ближайшие три года — таков срок, требуемый для разработки конструкции и постановки на производство. А с конструкцией пока непонятки: вазовцы вялотекуще работают с платформой и агрегатами первой «Нивы», пытаясь сделать из нее что-то подобное пресловутой Chevrolet Niva-2. Но парадокс в том, что решение о выборе платформы до сих пор не принято, оно ожидается только в конце декабря. Как известно, иностранные акционеры ратуют за применение «тележки» Дастера. Но оба эти варианта — французский и вазовский — нельзя назвать оптимальными. По-хорошему, «Ниве-3» нужна совсем новая платформа, на которую, разумеется, уже никто денег не даст. И даже если в этом идеолого-техническом противостоянии победит вазовская концепция, то получится автомобиль, устаревший еще до начала производства.

«Иж-Авто», он же ОАГ, он же LADA Ижевск

Перенесемся на время в Ижевск, где делают лифтбеки Гранта (2191), Весты и, в какой-то степени, Ниссаны.

Хэтчбек Nissan Tiida сняли с конвейера уже несколько месяцев тому назад и в ближайшей перспективе Тииду делать не будут, слишком низким оказался спрос. А вот Sentra… Сентры тоже нет в плане на следующий год. Была информация, что это связано с нежеланием японцев сертифицировать эту модель с ЭРОЙ-ГЛОНАСС (это дорогое удовольствие), но, как нам пояснили в московском офисе фирмы, такая работа ведется и с ЭРОЙ Sentra будет сертифицирована. Просто в этом нет никакой срочности, нынешний ОТТС на модель действует до 2018 года. А вот по поводу отсутствия заказа на 2017 год ниссановцы выдали довольно неопределенную формулировку: «Модель остается на рынке, и мы ее планируем продавать в том числе и в 2017 году. Все машины — ижевской сборки». Нам остается гадать, идет речь о машинах 2016 года выпуска или все-таки Nissan хочет возобновить российское производство не слишком востребованной Сентры.

Как бы то ни было, главной моделью ижевского завода остается Веста, которую в 2017 году планируют сделать в количестве 64 000 шт. Это без учета двух новых модификаций — универсала и «кросса», которые тоже должны появиться в будущем году. Универсалов Vesta SW соберут не много, 3791 шт (с июля по декабрь), а эрзац-кроссоверов на его базе (Vesta SW Cross) даже чуть меньше — 3738 шт.


Таким образом, общий производственный план по Весте — 71 529 шт. Это меньше, чем может делать завод, но больше, чем заказано на 2016 год (60 000 шт). Впрочем, заказ на 2016 год, вероятнее всего, пересмотрят в сторону увеличения.

Надо упомянуть и о том, что Иж-Авто — единственный завод, серийно производящий автомобили с ручным управлением, для инвалидов. На 2017 год их запланировано 595 шт. Этот план составляется по заявкам органов соцобеспечения, финансирование которых весьма скромно. На самом же деле потребность в таких машинах намного больше. Но, увы, фонды соцстрахования заказывают всего по нескольку машин.

Так кто же кого?

Возвращаемся в Тольятти. Тут грядут очередные изменения: только что французы объявили о желании вложить в «АвтоВАЗ» аж 1 млрд евро, а участие в грядущей докапитализации обойдется им в 350 млн евро. У Ростеха после всех допэмиссий останется всего 11% акций, то есть российская сторона станет фактически миноритарным акционером «АвтоВАЗа». Причем, заметьте, совершенно добровольно. По-видимому, там, наверху, считают правильным переложить основное финансовое бремя на владельцев завода де-юре. Пусть теперь французы, типа, вливают в этот бездонный колодец деньги. И как минимум компенсируют убыток за прошлый год в размере 73,851 млрд руб по МСФО. Ирония ситуации в том, что «АвтоВАЗ» и в этом году покажет серьезный убыток, вряд ли меньше 50 млрд руб., ибо уже за девять месяцев уходящего года он составил 34,044 млрд руб. В этих условиях и миллиард евро кажется весьма скромной суммой, Renault как мажоритарию со временем придется вложить еще больше. И — о, ужас! — на 2017 год тоже нет никакой надежды. Точнее, ее высказывают публично, по-детски радуясь минимальному росту продаж в ноябре, но обсуждаемые нами планы говорят об обратном.
Председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Сергей Скворцов не так давно заявил, что точка безубыточности завода находится на границе 400 000 автомобилей Лада. Тут остается недосказанность: только ли о Ладах речь или вообще обо всей продукции из Тольятти? Почему Лады вычленяются из общей гаммы ставшего мультибрендовым завода, ведь другие марки тоже приносят доход, пусть и меньший в абсолютном значении.
Ладно, пусть будут только Лады. На 2016 год автомобилей этой марки запланировано собрать 277 300 шт, а в 2017 — 270 537 шт. Если Лада так дорога ВАЗу, то с какой стати маркетологи уменьшают заказ на нее, увеличивая количество условно-безусловных Логанов? Зачем руководству «АвтоВАЗа» нужен столь яркий диссонанс между официальными заявлениями и реальными планами производства?
По Гоголю: не дает ответа.

Внешние производства и машинокомплекты

ВАЗом и «Иж-Авто» производственные площадки «АвтоВАЗа» не исчерпываются. В Тольятти у завода есть две «дочки» — «ВИС-Авто» и «Лада Спорт».
«ВИС-Авто» делает пикапы на базе Гранты (как правило, из не совсем кондиционных кузовов), рамные грузовички на базе длиннобазной Лады 4х4, внедорожники «Рысь» и болотоходы на шинах сверхнизкого давления. В плане на будущий год значится 2400 автомобилей «ВИС-Авто», но руководство фирмы уточняет — 2470. Видимо, в общезаводской план не попали болотоходы. Это на тысячу штук меньше, чем планировалось на 2016 год.
Сергей Цыганов

 

Просмотров: 15559
вставка в блог
вернуться к новостям

Мнение посетителей:


 1  2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 57



Объявления

© СМИ сетевое издание «TLTgorod» (ТЛТгород)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) серия Эл № ФС77-85542 от 04.07.2023 г.
Использование любых материалов сайта TLTgorod.ru допускается только со ссылкой на издание, с указанием названия сайта. При использовании любых материалов TLTgorod.ru в интернете обязательна гиперссылка (активная ссылка) на конкретную страницу сайта, с которой взята информация, размещенная не позже первого абзаца публикуемого материала.
Учредитель: ООО "ГОСТ" (ОГРН 1146320013146)
Телефон редакции: 89608488510
Главный редактор: Давыдов С. Н.
Адрес электронной почты редакции: davidoff.06@mail.ru
Возрастное ограничение: 18+
Разработка сайтов в тольятти web-good.ru
Контакты   Посещаемость   Реклама   Сообщить об ошибке    
LiveInternet