Глава IX.
Герой против злодея
1
Глинский вновь позвонил на мобильник Наташи. Успев привыкнуть к недоступности абонента, он даже встрепенулся, когда услышал ее негромкий голос.
— Артем, привет, ты где? Какой-то кошмар творится! Сначала дедушка, потом Роберт Карлович...
— Привет, Наташа. В курсе. Прочитал утром «смс». Соболезную. На связь не мог выйти. Я нахожусь буквально в двух шагах от твоего дома. Есть новости.
Оконный проем в ее коттедже остался не застекленным. Наташа была по-прежнему одета в черное. Она не плакала, лишь тихо всхлипывала, опустив глаза.
— Когда про Роберта Карловича услышала, я совсем обессилела, — пролепетала девушка, встретив журналиста. — Расхотелось кого-либо видеть и что-либо слышать. Еще эта бессонница... Днем я выключила телефон и проспала как убитая несколько часов. Поэтому ты не мог до меня дозвониться.
Обстановка внутри самого дома практически не изменилась: тот же подвальный мрак, потрескивающие свечи и простыни на зеркалах, похожие на балахоны привидений. Разве что запах формалина начал выветриваться.
Наташа была дома не одна. Она познакомила Артема со своими подругами, Ларисой и Маргаритой, которые сосредоточенно возились со стряпней на кухне. Артем ожидал увидеть Вадима Щербу, восседающего в своем любимом кресле, но он отсутствовал. Наверно, ранимому молодому человеку тоже расхотелось кого-либо видеть и что-либо слышать.
Наташа потушила свечи и открыла занавески. В комнате заметно посветлело.
— Присаживайся, — бросила Наташа отрешенно. — Сейчас девочки приготовят кофе. Ты голоден?
— Спасибо, нет. Постараюсь не отнимать много времени, поэтому сразу перейду к делу, — Артем посмотрел на монитор сотового телефона, чтобы узнать время. — Через двадцать минут в «Криминальной хронике» должны показать сюжет о задержании подозреваемого в убийстве Роберта Броцмана. Если ты в порядке, можно посмотреть.
— Вообще-то мне сказали, что до девяти дней не положено включать в доме музыку и телевизор, — сказала после некоторого раздумья Наташа. — Но, я думаю, дедушка простит, если мы нарушим этот обычай.
— Твои деньги. Вернее, большая их часть, без пяти тысяч, — Артем положил на диван конверт с наличностью. — Только не спрашивай, откуда они. Будем считать это моей маленькой тайной.
Артем, пожалуй, впервые увидел, что на лице Наташи отразились чувства, не связанные с трауром и скорбью. Она во все глаза уставилась на конверт, не притрагиваясь к нему. Затем медленно перевела изумленный взгляд на гостя:
— Как я могу принять деньги, если даже не знаю, откуда они взялись? Я с ними уже распрощалась.
Всю правду Наташе знать было совсем ни к чему.
— Перед тобой именно твои деньги, Наташа, честно, — заверил Артем. — Мне просто повезло. Я нашел человека, напрямую замешанного в краже. Он оказался достаточно благоразумным и сговорчивым, что согласился их вернуть и не доводить дело до разборок с милицией.
— Но как? — Наташа по-прежнему была вне себя от удивления.
— Я же сказал — повезло.
— Понятно. Честный детектив должен работать в ореоле таинственности, — Наташа едва заметно улыбнулась.
Артему хотелось, чтобы его ответная улыбка выглядела смущенной.
— С пропавшей папкой тебе случайно не повезло? — с надеждой спросила Наташа.
— Увы.
Лариса, а может Маргарита — Артем забыл какую девушку как зовут — принесла кофе и яблочный пирог, нарезанный крупными кусками, и вернулась на кухню. Артем вкратце выложил Наташе все, что успел узнать о гибели профессора Броцмана. Правда, он воздержался от упоминания персоналий и двуактового маргинал-шоу, в котором принял самое активное участие. Наташа слушала, не шелохнувшись. Когда он закончил, девушка, не пытаясь скрыть волнение, пылко заговорила:
— Я до последнего отказывалась верить, что дедушку убили! Тем более, из-за паршивых бумажек. Я находилась в плену иллюзий, наивно считая, что с ним, со мною, да со всеми, кого знаю, никогда не может случиться ничего плохого. Теперь эти иллюзии окончательно развеялись. Дедушка не был святым. Некоторые коллеги считали его слишком высокомерным и тщеславным. Мы порой ругались из-за мелочей, он даже мог быть грубым... Однако за всю свою долгую жизнь он не причинил никому зла, не совершил ни единого поступка, чтобы ему могли желать смерти!
Прежде чем вновь заговорить, Артем выдержал паузу.
— Наташа, возможно, тебе тоже угрожает большая опасность, — сказал журналист. — Ведь преступники пока не добрались до записей Аристарха Матвеевича.
— Глупости! — девушка захлопала длинными ресницами. — Кому я нужна? Я не имею никакого представления о том, что находится в дедушкиной папке.
— Однако преступники, зная, что ты являешься самым близким Аристарху Матвеевичу человеком, могут считать совсем по-другому, — возразил Артем. — Чтобы получить твои знания, они наверняка готовы пойти на любые крайности. Пока ситуация не разрешится, тебе желательно, как бы выразиться... уйти в подполье, что ли. Ну, предположим, уехать куда-нибудь или пожить у знакомых, которым стопроцентно доверяешь. Или, на крайний случай, попросить ректора ТаГУ временно приставить к тебе телохранителей, которые были при дедушке.
Артему страшно было представить, что он конкретно имел ввиду под «любыми крайностями», но реалии заставляли рассуждать трезво. К тому же, он начинал ощущать, что его все сильнее волнует судьба Наташи, которая о себе, похоже, не очень-то и заботилась.
— Посуди сам. Если я скроюсь, то тем самым дам понять убийцам, будто у меня имеются веские причины чего-то опасаться, что-то скрывать. И бандиты начнут разыскивать меня еще активнее.
— Снова глупости! — в глазах Наташи сверкнули огоньки, наглядно демонстрировавшие, что в семье Клевлиных не только Аристарх Матвеевич умел проявлять упрямство и горячность. — Посуди сам. Если я скроюсь, то тем самым дам понять убийцам, будто у меня имеются веские причины чего-то опасаться, что-то скрывать. И бандиты начнут разыскивать меня еще активнее. Пожить у знакомых, говоришь? У меня не так много друзей, кому я могла бы настолько довериться. Если честно, их совсем нет.
Артем поймал себя на мысли, что у него с Наташей есть немало общего.
— А приятель? — вырвалось у него.
— Какой еще приятель? — недоуменно вскинула брови Наташа.
— С которым накануне трагедии ходила в кино.
— Какое кино? Откуда ты это взял?
— Сказал Вадим Щерба.
— Вадим фантазер. Он это придумал. Не знаю только — зачем. Я в субботу гостила у Маргариты. И вообще, мы отвлеклись от главной темы разговора. Так вот, я повторяю, что не собираюсь никуда уезжать, потому что люблю этот дом и не могу себя представить вне его. Про охранников вообще звучит смешно. Чтобы за мной с утра до вечера тенями следовали эти остолопы? Да ни за что!
Артем был впечатлен столь исчерпывающей тирадой.
— Наташа, где ты работаешь?
— Я не говорила? Психологом в детском реабилитационном центре. Ты что, хочешь, чтобы я и на работу не ходила? Нетушки, я детей не оставлю!
— Просто хотелось узнать, откуда в твоих рассуждениях берутся железная логика и последовательность изложения...
— Ведь данные поведенческие черты не типичны для представительниц женского пола, привыкших полагаться на эмоции, — подхватила Наташа. — Если ты хотел блеснуть эрудицией, то получилось очень неудачно. Эту глупость об отсутствии женской логики почему-то вбиваются в головы со школьной скамьи. Один умник в древности придумал, остальные подхватили.
— Сдаюсь. Кстати, а где Вадим Щерба?
— Не имею представления, — судя по тону, Наташу мало волновало местонахождение главного помощника профессора Клевлина. — Он не появлялся после вчерашнего вечера. Ой, заболтались мы совсем! Сейчас начнется «Криминальная хроника». Девочки, идите сюда!
2
Наташа сняла покрывало с телевизора. Лариса и Маргарита, обе с развитыми формами и медлительные в движениях, аккуратно сели посередине зала на стульях, которые принесли с собой.
После рекламы йогурта хладнокровный как гестаповец ведущий проанонсировал первый и главный сюжет: «Подробности убийства профессора Броцмана». Лариса и Маргарита безучастно уставились в ящик и громко в унисон жевали.
Наташа заставляла себя смотреть на экран отнюдь не из праздного любопытства. Прошли лишь считанные часы с того момента, как человек, которого ведущий с отсутствующей мимикой назвал «падшим от рук изверга всемирно известным историком», успокаивал ее на похоронах деда. Глаза Наташи увлажнились, подбородок едва заметно дрожал. Казалось, внучка вот-вот расплачется, но она продолжала держаться молодцом.
Казанский вокзал, конечная остановка скорого поезда № 165 «Татищев-Москва», в одном из вагонов которого, если верить напористому женскому голосу за кадром, произошло «жуткое, леденящее кровь убийство». Вот и сам поезд — он только что прибыл строго по расписанию. Пассажиры горохом высыпают на перрон и скрываются в объятиях встречающих.
Оператор снимает внутри вагона, голос за кадром скороговоркой вводит зрителей в курс происшедшего. Итак, в третьем часу ночи дежурный экипаж линейного отделения милиции «Станция Татищево-1» в составе сержанта милиции Федора Галямина и младшего лейтенанта милиции Юрия Опилкина производил плановый обход состава. Сержант Галямин задержался в одном из купейных вагонов обсудить с проводником проблемы, возникшие из-за хулиганского поведения нетрезвых пассажиров. Младший лейтенант Опилкин продолжил обход, двигаясь к «голове» поезда, находившегося в пути между полустанком Платово и поселком Сосновая поляна. При входе в следующий вагон, тоже купейный, Опилкин обнаружил рядом с тамбуром открытым туалет, из которого раздавался шум, показавшийся младшему лейтенанту подозрительным. Смелый сотрудник ЛОВД заглянул внутрь туалета, где увидел... оператор в этот момент добрался до места преступления, которое оставалось нетронутым. Крупным планом, чтобы в зрительский мозг намертво впечатались самые страшные детали увиденного, он взял труп Роберта Броцмана, которого Артем живым и вполне здоровым чуть более суток назад лицезрел на Никольском кладбище. Профессор находился в сидячем положении на полу, прислоненный к стене.
Увидев жуткую натуралистичную картину, Наташа всхлипнула и, бросив необязательное извинение, выскочила из комнаты. В том, что в объектив телекамеры попал мертвый персонаж, не оставалось никаких сомнений. Слишком неестественно склонилась убеленная сединами голова ученого. Старик был одет в элегантный кремовый костюм-тройку, белую рубашку и светлый широкий галстук. Пиджак расстегнут, по материи жилетки расплылось кровавое пятно, образовавшегося после удара ножом в левый бок. Только лицо несчастного, прорезанное интеллигентными морщинами и обрамленное аккуратной бородкой, выглядело безмятежным и спокойным, словно профессор Броцман спал крепким сном. Но это только усиливало шоковое впечатление.
Камера плавным движением ушла влево. Под умывальником на полу внушительных габаритов раскрытый портфель из коричневой замши. Рядом с унитазом на полу виднелся почти черный цветом неправильный овал. Тоже кровь.
Голос за кадром, не снижая темпа, продолжал тараторить: младший лейтенант Юрий Опилкин увидел на входе в туалет мужчину, который склонился над убитым. Неизвестный бросился на милиционера, сжимая в руке какой-то острый предмет. Опытный сотрудник милиции, в послужном списке которого значился ряд серьезных задержаний, успел профессионально оценить обстановку и отреагировать. Применяя приемы рукопашного боя, ему удалось обезвредить убийцу, несмотря на то, что тот оказал активное сопротивление. На помощь коллеге подоспел сержант Федор Галямин, который в отношении убийцы так же был вынужден применить приемы рукопашного боя.
На экране возник всклокоченный очумевший тип, закованный в наручники. Он в кабинете, на стене которого красуются наглядная агитация и карта страны. Женский голос, сменив интонацию, обличительным тоном испанского инквизитора нарекает человека в кадре, ни больше — ни меньше, подонком, отнявшим жизнь у знаменитого профессора. Артем не ослышался: ни подозреваемым, ни задержанным на месте убийства, а именно подонком, отнявшим жизнь. Похоже, авторам сюжета была неведома аксиома, согласно которой ярлык преступника можно вешать только после вступления в законную силу решения суда. Используя нужный набор слов, они рекламировали ходовой товар, «подонка-убийцу», точно так же, как до «Криминальной хроники» рекламировали йогурт со вкусом банана.
3
Задержанного представили ранее не судимым Лопуховым Геннадием Леонидовичем. Оказалось, тип ехал с Робертом Броцманом в одном вагоне, билет купил до столицы. Приглушенный бас, принадлежащий кому-то из стоящих за спиной оператора правоохранителей, приказывает Лопухову повернуться в фас и профиль. Мужчина беспрекословно повинуется. Он больше похож на загнанную в угол жертву, нежели на коварного убийцу. Невысокого роста, упитанный, бесцветные непричесанные волосенки, один глаз подбит и превратился в узкую щелку. Нос, надо думать, усилиями Юры Опилкина, трансформировался в лиловую картошку. В кадр вплывает волосатая рука с дорогими золотыми часами, тыкает толстым, как сарделька пальцем по центру вымаранной рубашки Лопухова, как бы говоря: полюбуйтесь, господа зрители, сколько на подонке осталось профессорской крови.
Лопухов следит за рукой единственным уцелевшим глазом так, будто она собиралась вырвать ему сердце.
— Гражданин Лопухов, назовите причину, по которой вы убили потерпевшего Броцмана! — гудит невидимый, словно доносившийся с небес бас обладателя руки, так и не покаравшей задержанного.
— Не помню, выпивши был... — лепечет Лопухов.
— Гражданин, говорите четче и громче! Не увиливайте от ответа, покайтесь перед всей страной! Нами собрано достаточно доказательств! В карманах вашей одежды был обнаружен кошелек и личные документы, принадлежавшие жертве!
— Помню, в поезд сел, к сестренке в гости собрался, она у меня москвичка... Выпил чуток... Ночью в сортир пошел — там дверь открыта, мужик внутри. Я, значит, к нему... Думаю, пока никто не видит, деньжат его перехвачу... Видать, бес меня попутал... — продолжает слабо оправдываться задержанный.
— Все с вами ясно, гражданин Лопухов! — многозначительно изрекает человек, засветивший свои дорогие часы. Последний кадр с участием Лопухова. Он сидит за столом и по указке мордоворота в амуниции покорно подписывает какую-то бумагу.
А вот и Юрий Опилкин собственной персоной. Герой при параде. Фуражка с красным околышем, идеально проглаженная форма мышиного цвета. На горделиво выпяченной груди поблескивает бляха, на поясе — дубинка и табельный ПМ. Федор Галямин, вытянувшись по струнке, стоит немного поодаль. Опилкин чувствует себя неловко перед камерой, он взмок и переваливается с ноги на ногу, руки прячет за спиной. Артем невольно улыбнулся. Наверно, младший лейтенант стесняется демонстрировать публике сбитые кулачищи.
В веснушчатое лицо милиционера сунули микрофон. Знакомый женский голос просит вкратце рассказать героя о том, как это было. Юрий Опилкин смотрит в камеру с таким выражением, точно у него потребовали доказательство теоремы Фермы. Артем подумал, что несостоявшийся журналист сейчас с паническим воплем помчится, куда глядят глаза, или, не дай бог, застрелится прямо на глазах у многомиллионной телевизионной публики из табельного пистолета, выхваченного из кобуры коллеги. Нет, устоял! Кремень, а не мужик! Мучительно морща лоб, хватаясь за козырек фуражки, вставляя в повествование слова-паразиты, Юра сбивчиво излагает историю с задержанием Лопухова, в финале показав прием самбо, которым он укротил брыкавшегося злодея.
Ничего не скажешь, динамичный сюжет, снятый по всем телевизионным канонам. Вот только почему-то про орудие убийства ничего сказано не было. Может, этот кусок вырезали при монтаже?
— Надо же, какая скотина! Беззащитного деда просто взял и убил. Таких гадов на месте вешать надо! — безапелляционно заявила одна из подружек Наташи сквозь чавканье. Вторая закивала в знак согласия:
— Не говори, Ларис! Даже в поездах ездить опасно стало, кругом одни маньяки.
У девушек не возникало ни малейших сомнений относительно, кто расправился с профессором Броцманом, и Артем вновь вспомнил про рекламу йогурта. Лариса и Маргарита дружно, словно ими управлял один автономный мозг, встали и направились на кухню. «Наташ, там тебя этот ждет!» — донеслось до Артема. Наташа, бесшумно ступая, прошла в зал.
Артем вдруг подумал, что впервые с момента знакомства хочет не просто видеть ее перед собой, а рассмотреть внимательно, с пристрастием. Только сейчас он осознал, насколько очаровательна внучка профессора Клевлина. Хотя она не стремилась выглядеть красивой и желанной — никаких украшений и косметики. Густые русые, немного вьющиеся волосы были собраны сзади в тугой пучок. Высокий лоб, лучистые синие глаза, капризно вздернутый носик, тонкие губы на не знавшем загара личике. Скромное темное платье сидело идеально, подчеркивая маленькие крепкие груди, тонкую талию и изящный изгиб бедер. Оно не способно было скрыть от чужих глаз стройные ноги. Не удивительно, что Щерба носится вокруг нее с поджатым хвостом. «Хватит плыть, Артем Сергеевич!» — мысленно одернул себя журналист.
— Все-таки хорошо, что убийцу поймали, — заговорила Наташа. — Как ты думаешь, его нанял тот, кто охотится за дедушкиной рукописью?
При подобных обстоятельствах наемных убийц не ловят даже такие смельчаки, как мой хороший знакомый Юра Опилкин.
— Сильно сомневаюсь, что это вообще йогурт с бананом... Хм, я хотел сказать, что это убийца. Видела бы ты задержанного. У него написано на лбу огромными буквами — ЛОХ, и снизу еще жирной чертой подчеркнуто. Попался он более чем глупо. При подобных обстоятельствах наемных убийц не ловят даже такие смельчаки, как мой хороший знакомый Юра Опилкин.
— Я тебе верю, — рассеянно сказала Наташа. — Роберт Карлович, скорее всего, погиб по той же причине, что и дедушка...
— Я тебе не случайно говорил о грозящей опасности.
— Не начинай заново, — отрезала Наташа. — Лучше скажи, что теперь собираешься делать?
— Отправлюсь в редакцию.
— Вообще-то уже поздно. Ты так много работаешь?
— С девяти утра и до бесконечности мое привычное расписание, — не без гордости приврал Артем, безбожно проспавший сегодня начало рабочего дня. Нет ничего плохого в том, что тебя считают трудоголиком.
Он направился к выходу, бросил «до свидания» на кухню, из которой потянуло чем-то вкусным.
— Когда теперь увидимся? — спросила Наташа.
— Как только появятся важные новости. И, пожалуйста, будь осторожнее, — сказал на прощанье Артем.
Продолжение романа: Наследство мертвецов. Часть II
Права на книгу «Наследство мертвецов» принадлежат ее автору, они охраняются Законом о защите авторских прав и Гражданским кодексом РФ. Любые перепечатки текста и рисунков в офлайновых изданиях без согласования с автором категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать текст и рисунки при условии указания автора и активной гиперссылки на TLTgorod.Ru.