В советские годы на заводе, конечно, тоже появлялись отдельные преступные группы, занимавшиеся хищениями дефицитных деталей и материалов в сговоре с должностными лицами. Однако органы правопорядка вели с ними систематическую борьбу. Преступники действовали скрытно, не использовали насильственные методы для достижения своих целей и, конечно, даже не помышляли о том, чтобы диктовать администрации предприятия свои условия. Ведущая роль в борьбе с экономической преступностью на ВАЗе в советские времена принадлежала не заводскому руководству, а милиции и прокуратуре. Они держали автогигант под особым контролем, учитывая, во-первых, приоритетные в условиях СССР вопросы охраны государственной собственности вообще; во-вторых, крайне привлекательную для криминала специфику производимой АВТОВАЗом продукции.
АВТОВАЗ оказался заложником процессов, происходивших в стране
В условиях формирования рыночных отношений, в особенности после акционирования завода в январе 1993 г., ситуация изменилась. Как и в других вопросах, АВТОВАЗ оказался заложником процессов, происходивших в стране. Заметная криминализация жизни шла параллельно с ослаблением силовых структур и призванного защищать граждан государства в целом. В условиях низких зарплат происходил отток квалифицированных сотрудников из милиции, а оставшиеся вынуждены были заняться поиском дополнительных источников доходов. Кроме того, в течение некоторого времени действовавшее в России законодательство не предусматривало охрану частной, кооперативной и акционерной собственности в той же мере, как и государственной. На этой почве пышным цветом расцветал рэкет, ставший питательной средой и для тольяттинских преступных группировок.
В условиях почти полной безнаказанности бандиты осмелели настолько, что стали действовать практически в открытую.
«Милиция, суды, прокуратура были в растерянности, нужно ли защищать ставшую вдруг негосударственной собственность», — впоследствии вспоминал об этом периоде бездействия правоохранительных структур В. В. Каданников.
Масштабы хищений приняли на АВТОВАЗе большой размах, нанося огромный материальный и моральный урон предприятию. В отличие от советских времен, теперь основной ущерб приходился не на одиночек — «несунов» из числа работников, а на деятельность хорошо организованных преступных группировок (ОПГ). В условиях почти полной безнаказанности бандиты осмелели настолько, что стали действовать практически в открытую.
К 1996 году в сравнительно небольшом Тольятти действовало более 15-ти (!) ОПГ.
Рузляевская — одна из них
Согласно данным комитета по делам молодежи Самарской обл., к 1996 г. в сравнительно небольшом по численности населения Тольятти действовало более 15-ти (!) ОПГ, среди активных членов которых была почти исключительно местная молодежь. Группировки то устраивали многомесячные и кровавые вооруженные разборки между собой, то договаривались о разделе сфер влияния. Неизменным оставалось одно: их главной целью, «лакомым куском» был АВТОВАЗ и контроль за его производством. Все это означало, что в считанные годы криминал в Тольятти вышел на принципиально новый уровень, становясь значимым фактором жизни завода и города. Это было особенно опасно в условиях заметного ослабления местных правоохранительных органов.