Владимиру Нестерову поручили создать
из вазовских охранников специальное
подразделение «быстрого
реагирования»
Вначале с местными бандитами завод попытался справиться собственными силами. В марте 1993 г. руководство АВТОВАЗа поручает начальнику заводского УВВО, заместителю генерального директора АО по охране собственности В. А. Нестерову создать из вазовских охранников специальное подразделение «быстрого реагирования» — для борьбы с «внутризаводским рэкетом» — представителями преступных группировок, которые незаконно проникают на территорию завода, в производственные цеха и на отгрузочные площадки с целью вымогательства денег с покупателей автомобилей. Однако первая команда оперативников спецотряда УВВО появилась только в апреле 1994 г.
Вскоре после этого все более обеспокоенное заводское руководство приняло решение обратиться за помощью к милиции. В надежде кардинально изменить ситуацию с преступностью с помощью вооруженных профессионалов, автозавод взялся содержать за свой счет на постоянной основе целое милицейское подразделение, закрепленное только за этим объектом и значившееся «заводской милицией». С 1995 г. милицейские посты были выставлены на наиболее ответственных участках внутри территории предприятия. На определенном этапе по просьбе руководства АВТОВАЗа на проходных службу стали также нести присланные из Самары омоновцы, а безопасность заводской экспедиции была возложена на сотрудников областного УБОПа.
Поскольку самым «лакомым куском» для преступников считались автомобили в экспортном исполнении, было принято решение о создании на заводской территории специального «накопительного охраняемого склада экспортных автомобилей объемом 2 тыс. штук с целью предотвращения разукомплектования их и переадресовки на внутренний рынок». Для обеспечения более строгого контроля за движением экспортных автомобилей в 4-м квартале 1995 г. была также введена новая система их учета с использованием штрих-кодов. Кроме того, чтобы машины не разворовывались по пути к месту назначения, на АВТОВАЗе было создано еще одно специализированное охранное подразделение — для «сквозного сопровождения экспортных автомобилей до портов и погранстанций».
Самым «лакомым куском» для преступников считались вазовские автомобили
в экспортном исполнении
Несмотря на все эти меры по усилению режима охраны, влетавшие заводу «в копеечку», их эффективность оказывалась ограниченной, в том числе потому, что «братки» пользовались услугами коррумпированных должностных лиц, а также заводской охраны, зачастую даже внедряя в ее ряды своих людей. Начальнику управления вневедомственной охраны (УВВО) приказом по АО «АВТОВАЗ» от 17 февраля 1995 г. предписывалось ужесточить пропускной режим и усилить контроль за кадрами охранников в связи с тем, что некоторые бойцы оказались соучастниками хищений.
Одновременно на заводе были усилены технические средства охраны. Приказ № 59 от 23 февраля 1995 г. «О ремонте и обслуживании охранной сигнализации в УВВО» предусматривал усовершенствование заводской технической системы охраны: стационарных и ручных металлоискателей, периметровой охранной сигнализации, установки промышленного телевидения, находящегося в ведении УВВО. В частности, из дирекции по информационным системам в УВВО передавались контрольно-измерительные приборы и штат специалистов по ремонту технических средств охранной сигнализации.
Все эти меры были призваны максимально усилить контроль за заводской территорией и предотвратить вопиющие случаи массовых хищений, наносившие большой материальный ущерб. Среди них на одном из первых мест значились кражи не отдельных запчастей, а целиком новеньких машин. В 1993 г., к примеру, «исчезли» в центральном производственном управлении 45 автомобилей, в сборочно-кузовном производстве — 130. В следующем, 1994 г., обнаружилась пропажа 172 только что сошедших с конвейера автомобилей. А 21 июля 1994 г. газета «Тольятти сегодня» сообщила о недавнем вопиющем факте: только за одну ночь с территории автозавода украли автодеталей на общую сумму 9 млн. 513 тыс. рублей. Вручную вынести такое количество было невозможно.
Только за одну ночь с территории ВАЗа украли автодеталей на общую сумму
9,5 млн. руб.
Криминальные группировки, контролировавшие производство, отслеживали и «заказывали» нужные им машины, не стесняясь, хозяйничали на заводской территории, выясняя прямо здесь отношения между собой в случае споров.
В приказе по АВТОВАЗу от 17 февраля 1995 г. отмечалось, что это стало возможным, в частности, из-за ослабления учета движения товарно-материальных ценностей из цеха в цех, чем и пользовались преступники, очевидно, имевшие подельников на предприятии. «Процедура номерного учета допускает много двойных номеров кузова и шасси, ежемесячно возникает необъяснимый разрыв незавершенного производства по автомобилям в сборочно-кузовном производстве (СКП) и производственном управлении (ПУ), что способствует их хищению. Имеют место случаи передачи товарных автомобилей без регистрации в ПУ и обратно в СКП», — говорилось в данном приказе. В связи с этим директора производств обязывались подготовить к марту 1995 г. программу мер по сохранности материальных ценностей, пересмотреть систему номерного учета и передачи товарных автомобилей из цеха в цех, исключающую дублирование номеров.
В итоге на АВТОВАЗе была введена дорогостоящая электронная система учета изготовления машин. Уже на стадии производства машине присваивался персональный кодовый номер, который сразу «привязывался» к определенному договору с конкретным заказчиком (дилером). Тем самым каждая машина собиралась теперь изначально с учетом даты поставки, цвета, комплектации и проч. Почему это было важно? Раньше, во-первых, если машины «пропадали» с территории завода, то в силу отсутствия персональных номеров идентифицировать их было невозможно. Во-вторых, по словам В. В. Каданникова, криминальные группировки, контролировавшие производство, отслеживали и «заказывали» нужные им машины, не стесняясь, хозяйничали на заводской территории, выясняя прямо здесь отношения между собой в случае споров. Теперь путь каждой сошедшей с конвейера машины можно было проследить. Новый порядок учета частично выбивал у преступников почву из-под ног, минимизировал возможность кражи автомобилей, однако не решал проблему «присосавшейся» к заводу оргпреступности кардинально.
Продолжение.