АВТОВАЗ: один на один с бандитами. Часть II.
Продолжение. Начало здесь.
Тольяттинские братки «разруливали»
вопросы в пользу своих дилеров
К середине 1990-х гг., кроме элементарного рэкета, бандиты взялись за плату оказывать автофирмам «коммерческие услуги» — по своевременной отгрузке с завода продукции в нужном ассортименте и нужного качества.
К примеру, по типовому договору завод отправлял машины фирме-покупателю в течение 60 дней после поступления платежа. С учетом высокой инфляции, многие были крайне заинтересованы максимально сократить срок поставки, чтобы сохранить покупательную способность денег и увеличить оборачиваемость средств. За отдельные деньги «местные» брались ускорить срок поставки, для чего нередко приходилось прибегать к «посредничеству» людей из заводской администрации. «Братки» также брались «разрулить» в пользу «своих» дилеров вопросы: кто, в какой последовательности, когда и какие именно модели получит с заводского конвейера.
Кроме того, не имея пока что серьезной конкуренции на внутреннем рынке, АВТОВАЗ в то время не научился еще торговать цивилизованно, исполняя любые прихоти конкретного покупателя. Для этого нужно было иметь не только собственную, хорошо отлаженную сеть дилеров (чего не было), но и иную «идеологию автобизнеса». Не секрет, что на заводе продолжала господствовать хорошо известная с советских времен «психология вала», строившаяся на понимавшейся слишком буквально формуле: «больше произведем машин — больше за них получим денег». Потребовалось время и «набитые шишки» в виде болезненных кризисов перепроизводства, чтобы заводское руководство пришло к пониманию ущербности такого подхода, к необходимости учиться торговать и дорожить каждым покупателем. А пока что, в середине 1990-х гг., АВТОВАЗ предлагал: «бери, что дают», не принимая от дилеров заявок с разбивкой по цвету и комплектации машин (что было давно принятой практикой во всем мире).
А пока что АВТОВАЗ предлагал: «бери, что дают»
Заводские менеджеры учились делать выгодный бизнес в том числе и у местного криминала, находившего способы зарабатывать деньги на вазовской нерасторопности.
Это охотно за вазовцев подряжалась «по своим каналам» делать тольяттинская «братва», заполняя тем самым очевидные «лакуны», способные при желании дать дополнительную — и немалую — прибыль и самому заводу. Не случайно от некоторых нынешних вазовских руководителей приходилось слышать «крамольную» мысль: заводские менеджеры учились делать выгодный бизнес в том числе и у местного криминала, находившего способы зарабатывать деньги на вазовской нерасторопности. Неудивительно и то, что на заводе появилась коррупция.