На руководство предприятия во главе с Каданниковым со всех сторон сыпались обвинения, многие из которых были горькими и эмоциональными, но пронизанными искренней болью за идущее ко дну родное предприятие.
Заметное ухудшение криминогенной ситуации на АВТОВАЗе и вокруг него совпало по времени с критическим финансовым положением на заводе, с невозможностью выплачивать налоговые долги государству, угрозой банкротства, с волнениями среди рабочих, которым не первый месяц задерживалась выплата зарплаты. Пожалуй, впервые за свою историю, заметно ослабленный за годы реформ и взятый «в кольцо» криминалом, «Его Величество ВАЗ» действительно оказался на самом краю пропасти. На руководство предприятия во главе с Каданниковым со всех сторон сыпались обвинения, многие из которых были горькими и эмоциональными, но пронизанными искренней болью за идущее ко дну родное предприятие. Главным вопросом, волновавшим коллектив, было: стоит ли «менять коней на переправе» и кто именно способен и возьмется вытянуть гордость отечественного автопрома из кризиса?
Александр Ясинский: «На продукции Волжского
автозавода только ленивый не нажился»
Желающих, прямо скажем, было не много. Точки кипения ситуация достигла в конце 1996 г. 11 декабря 1996 г. тольяттинская газета «Площадь Свободы» опубликовала интервью с А. И. Ясинским под характерным заголовком: «Если у менеджмента нет политической воли — надо уйти и не мешать». «На продукции Волжского автозавода только ленивый не нажился, — как всегда, искренне говорил бывший замдиректора автогиганта. — ВАЗ окружен целой оравой посредников, богатеющих буквально на глазах. За несколько лет вокруг города выросли коттеджи стоимостью несколько сотен тысяч долларов, строятся целые дворцы за границей. Все это — деньги завода, его недополученная прибыль... Фактически сегодня коррупция пронизывает весь завод сверху донизу и наоборот. Прямые взятки за подписи на необходимых бумагах — это мелочь. Посредники наживаются по-крупному на скидках. На „липовом“ бартере, когда ВАЗ опять же через посредников якобы меняет автомобили на металл и на комплектующие. На поставках автомобилей за границу, а потом обратно в страны ближнего зарубежья... Я считаю, что 10-12% выручки теряет завод на всех этих махинациях. А это ни много ни мало — полтора-два триллиона рублей в год». Оставив в стороне корректность подсчетов, отдадим должное правильно поставленному диагнозу: завод разъедала бесхозяйственность, безответственность и коррупция, которая продолжала оставаться основной питательной средой для продолжавшего наступление на АВТОВАЗ криминала.
Самым распространенным в середине 1990-х гг.
видом деятельности криминальных групп стал
так называемый «отгруз»
Самым распространенным в середине 1990-х гг. видом деятельности криминальных групп стал так называемый «отгруз» — выгон с конвейера АВТОВАЗа машин определенного цвета и комплектации по заказу на определенные площадки. Отсюда их забирали фирмы-дилеры, отдававшие хозяйничавшей на заводе преступной группировке до 100 долларов за каждый отгруженный по заказу автомобиль. Эти машины затем доставлялись покупателям, готовым доплатить, но не желавшим долго ждать своей очереди на машину определенного престижного цвета или комплектации. Делалось это практически в открытую, с разделом не только сфер влияния (одни контролировали машины, другие — запчасти и т. д.), но и продукции вазовских смен. Дело доходило до того, что на заводских площадках стояли готовые к отправке машины с бандитскими бирками, обозначавшими, за какой именно группировкой автомобиль «закреплен». Ситуация осложнялась тем, что представители хозяйничавших на ВАЗе организованных преступных группировок, как правило, когда-то здесь работали и хорошо знали технологию производства. Кроме того, в таком сравнительно небольшом городе, как Тольятти, все друг друга знали, если не напрямую, то через друзей и знакомых.
На заводских площадках стояли готовые к отправке
машины с бандитскими метками, обозначавшими, за какой
именно ОПГ они «закреплены»
Возможность установления фактического контроля за продукцией АВТОВАЗа со стороны криминала еще больше усилилась в связи с тем, что с 1994- 1995 гг. тольяттинские ОПГ, не ограничиваясь «крышеванием» автодилеров, обзавелись собственными дилерскими и иными фирмами, добиваясь того, чтобы именно через них проходила на реализацию максимальная доля вазовских машин и запчастей, а также выгодные заказы на производство комплектующих изделий. Одновременно многие бандиты «первой волны» легализовывали свои капиталы, врастая не только в бизнес, но и во влиятельные общественно-политические структуры. Внешне они стали выглядеть как респектабельные бизнесмены. Но на их месте возникали новые группировки с молодыми «быками», готовыми «порвать» любого, вставшего на пути. Рост конкуренции за вазовскую продукцию приводил к периодически вспыхивавшим в Тольятти кровавым разборкам и целым «криминальным войнам».
Для того чтобы добиться контроля за производством и распределением продукции АВТОВАЗа, бандитами использовались любые средства. До весны 1995 г., когда на заводской территории пышным цветом расцветала коммерческая торговля, пройти сюда вообще не представляло никакой проблемы. Но и позднее они без особого труда проникали на завод, как вполне официально — будучи представителями дилерских фирм, так и «нелегально» — подкупая либо запугивая охранников на проходных; да и приобрести настоящий пропуск в Тольятти не было проблемой. Наглядным подтверждением сказанному стало беспрецедентное в истории АВТОВАЗа ограбление заводской кассы, когда 15 марта 1996 г., в хорошо охраняемом здании центрального производственного управления было украдено 1 млрд. 400 млн. рублей, приготовленных для выдачи заработной платы работникам. Прошло полтора года, и 12 ноября 1997 г. на заводской территории произошло новое нападение на кассира и охранника, направлявшихся в один из цехов металлургического производства для выдачи заработной платы. При этом пятеро нападавших, находясь на хорошо охраняемой заводской территории, умудрились скрыться с деньгами в неизвестном направлении.