Более четырех лет около сотни семей не могут получить свое жилье в поселке Березовка недалеко от Тольятти. В отношении застройщика начата процедура банкротства. Многие дома так и остаются недостроенными. Чиновники советуют жителям выкупить землю у банка повторно и достраивать дома на свои деньги. Дольщики продолжают писать письма в Самару и Москву, однако никаких гарантий, что у них не отберут вместе с землей и дома, которые тоже находятся в залоге у банка, нет.
«С 2014 года стройка приостановлена. Бóльшая часть таунхаусов — на стадии фундамента, — рассказала
"МБХ медиа" член инициативной группы ЖМ «Березовка»
Елена Рыбина. — В определенный момент застройщик набрал кредитов в валюте. Он объяснил это тем, что очень много вложил в коммуникации, неправильно распорядился полученными средствами. С нас, дольщиков, он получил 100% оплаты за недвижимость».
Жилой массив «Березовка» с таунхаусами и малоэтажными домами строился с 2012 года. Инвестиционная компания «Недвижимость» взяла для этих целей кредит. Застройщик вступил в программу «Жилье для российской семьи». Часть домов была сдана, к ним проведены коммуникации. Сейчас в поселок уже заселилось около трехсот семей. Однако многоквартирный трехэтажный дом и несколько таунхаусов так и не построены.
Рыбина говорит, что сто семей все еще не могут получить жилье, за которое заплатили: «Многоквартирный дом представляет собой просто коробку без коммуникаций. Мой дом только на 70% готов. Ничего с ним сделать нельзя, потому что земля находится в залоге у банка, он не может мне ее передать».
После банкротства ИК «Недвижимость» была введена процедура конкурсного управления. «Конкурсный управляющий на данный момент ничем нам помочь не может, потому что земля вся в залоге у банков, в том числе та, на которой стоят наши дома», — рассказывает Рыбина.
Дольщики писали письма губернатору Самарской области и в Минстрой. В ведомстве несостоявшимся жителям «Березовки» отказывают во включении в реестр обманутых дольщиков.
«Минстрой не признает наш поселок проблемным объектом. По ФЗ №214 (об участии в долевом строительстве. — прим.) дома были застрахованы. Признание застройщика банкротом является страховым случаем, всем должны были вернуть деньги, но страховая компания сообщила о своем банкротстве, соответственно, никто этих денег не увидит, — говорит женщина. — Если бы нас включили в реестр обманутых дольщиков, Минстрой был бы обязан нас обеспечить компенсационным жильем. По сути, проще было бы передать дольщикам землю».
Ипотечные кредиты выдавались местным тольяттинским «ФИА-банком», в котором была заложена и земля. Однако у него отозвали лицензию после начала процедуры банкротства застройщика. Теперь вопросом залога занимается Агентство по страхованию вкладов (АСВ).
«На данный момент губернатор и Минстрой видят такое решение нашей ситуации: создание ЖСК (жилищно-строительного кооператива. — прим.), чтобы мы достраивали сами. Но земля по-прежнему в залоге у банка, и ЖСК неоткуда финансировать. Они предлагают нам опять вкладываться, выкупать землю и достраивать дома за свой счет. АСВ не соглашается выводить землю из-под залога, — рассказывает Рыбина. — АСВ нам говорит: «Платите залог, тогда и снимем обременение». Но там заложено больше, чем на 200 миллионов рублей — это очень большая сумма».
Елена Рыбина заключила договор на дом с 2014 года. Жители сами оплатили процедуру межевания, а в конце января станет понятно, разрешат ли строительство.
«Застройщик не завершил межевания: он строил без разрешения на строительство, без проектной документации. Мой дом, почти готовый, считается самостроем, — рассказывает Рыбина. — ИК «Недвижимость» несколько лет строила дома, сдавала их и уже постфактум делала разрешительную документацию. А в нашем случае получилось, что он начал строить, а деньги закончились. И никакой документации уже не сделали».
Жители поселка опасаются, что если они сами начнут достраивать дома и проводить к ним коммуникации, то с них начнут взыскивать долги застройщика: «Так как земля в залоге, то и все постройки находятся в залоге. Кто гарантирует, что АСВ или банк, который выкупит долги, не придет к нам и не станет взыскивать с нас деньги?» — возмущается женщина.
Жители поселка планируют продолжать отстаивать свои права на дома: они объединились с дольщиками по программе «Жилье для российской семьи», чтобы координировать свои действия с другими обманутыми строительными компаниями людьми.
Автор: Редакция TLtgorod