Наш тольяттинский лес вообще появился не благодаря чудесам природы, а по сугубо утилитарным причинам. Сажали его, если легенды не врут, чтобы потом бурно рубить на мачты. Однако к тому времени, как лес подрос, эпоха парусников и вообще деревянных судов безнадежно закончилась. Лес остался. При этом мы находимся на самом юге лесостепной зоны, за нами – уже чистая степь. Леса у нас сами практически не растут. Севернее, например, в Нижегородской области, места пожарищ моментально зарастают молодыми деревьями, захватывающими пепелища самосевом. У нас такое невозможно.
Это, конечно, не значит, что лес не нужен и что следует срубить его, раз уж толку от него в плане производства кислорода нет и раз он в наших краях нуждается в искусственном поддержании жизни. Экологическая функция лесов и вообще зеленых насаждений (будь то защитные полосы вдоль полей или обычные городские скверы и аллеи) весьма важна и нужна. Однако польза зелени – в удержании влаги, пыли, укреплении почвы, понижении температуры (в силу естественной тени). Другими словами, чисто барьерная функция.
Воздух в лесу объективно чище и приятней, с этим не поспоришь. Однако дело не в том, что он перенасыщен кислородом, а в том, что он, по сравнению с воздухом города, имеет (летом) повышенную влажность и до него не долетает городская пыль. Бонусом идет типичный «лесной запах» — коктейль из ароматов хвои, листьев, преющей лесной подстилки и прочего. При этом, собственно говоря, лесной воздух – он только в лесу. В километре от леса воздух будет ровно таким же, что и в десяти километрах. И от той же пыли лес защитит только себя, но не живущих рядом с лесом людей. Можно привести понятную аналогию: если на пляже стоит тысяча зонтиков, но вы легли сбоку от них, тени вам не достанется.
Перейдем к цифрам. Территория тольяттинского леса, по официальным данным, составляет около 8 тысяч га. Много это или мало? Чуть более процента от общей площади лесов Самарской области (757 тысяч га). Скажем прямо: если приподняться над границами города, наш лес в масштабах региона – незначительный клочок заросшей деревьями территории.
При этом пресловутая лесная дорога между Автозаводским и Центральным районами, призванная улучшить их транспортную связность, займет (при протяженности в 6 километров и ширине 30 метров) 180000 квадратных метров территории леса, или 18 га, или 0,225% от площади нашего леса. В то же время автомобили, по данным статистики, ответственны за 65% выбросов в атмосферу Тольятти. Имеет ли смысл «закатывать в асфальт» вышеупомянутые 18 га? Если в итоге количество автомобильных выбросов снизится хотя бы на 1%, однозначно имеет. А оно снизится гораздо больше в силу заметного уменьшения среднего дневного пробега.
Можно, конечно, много рассуждать о том, что у нас «уникальный город, в котором лес – географический центр». Однако не стоит забывать, что этот уникальный город также родился совершенно искусственным путем. Реши советское правительство построить автозавод в другом городе, и никакого Автозаводского района не было бы, то есть город стоял бы не вокруг леса, а с краю от него. Кроме того, в былые времена районы фактически представляли из себя отдельные города: регулярно между ними курсировали разве что студенты и немногочисленные работники, по каким-то причинам работавшие в «чужом» районе. В целом же АВТОВАЗ строил «для своих» жилье в Новом городе, химзаводы «старгородской» промзоны – в старом, ТоАЗ – в Комсомольском.
Сейчас ситуация радикально изменилась и трафик между районами вырос в разы. Гонять же сотни тысяч людей исключительно по неудобному для многих длинному маршруту вместо возможного прямого и короткого – это не защита экологии, здоровья и вообще интересов людей. Это какой-то бред.
Впрочем, все же отметим: рубить с плеча и принимать исключительно утилитарные решения без внимания к лесному фонду и вообще озеленению города нельзя. Площадь и лесных, и внутриквартальных зеленых насаждений можно и нужно сохранять и наращивать. Однако проблема озеленения никак не связана со строительством лесной дороги (или даже нескольких таких дорог).
На самом деле все очень просто – рубить деревья можно и нужно, когда требуется для каких-либо инфраструктурных целей (или когда деревья состарились и стали аварийными). Конечно, если при этом не нарушается баланс и на смену вырубленным приходят новые. На любом дачном участке за какие-то 20-30 лет обновляются десятки плодовых деревьев, и никто не проливает горькие слезы по очередной состарившейся яблоне, превратившейся в дрова для бани.
Автор: Редакция TLTgorod