Когда же проверяющие схватят за руку загрязнителей воздуха в нашем городе, как бороться с выхлопами большегрузных автомобилей, каков экологический КПД от реализации крупного инфраструктурного проекта на трассе М-5? В таком разрезе обсуждала комиссия по городскому хозяйству ход выполнения мероприятий по сохранению благоприятной окружающей среды.
Как сообщает пресс-служба гордумы, данный вопрос традиционно рассматривается в городском парламенте с учетом данных мониторинга качества атмосферного воздуха и работы передвижной экологической лаборатории (ПЭЛ).
Что касается статистики, то за 5 месяцев нынешнего года посредством ПЭЛ, переданной в эксплуатацию Тольяттинскому госуниверситету, отобрано 1 118 проб, но только в 3 из них (или 0,3% проб) обнаружено превышение установленных нормативов по фенолу (все - в Центральном районе Тольятти). Аналогичную картину дают и исследования по линии федерального государственного бюджетного учреждения «Приволжское упpавление по гидpометеоpологии и монитоpингу окpужающей сpеды». На стационарных постах отобрана 24 301 проба атмосферного воздуха, из которых 56 или 0,2% - оказались с превышением установленных нормативов загрязняющих веществ. При этом 95 дней, а это 63% в указанном периоде времени, причислены к дням с неблагоприятными метеоусловиями. Однако случаев высокого превышения ПДК (в 10 и более раз) и экстремально высокого превышения ПДК (в 50 и более раз) не было зафиксировано даже в эти дни.
Меж тем, жалобы на неприятный запах от населения поступают регулярно. На эти нестыковки уже обращали внимание депутаты: на бумаге нарушений нет, а пахучий шлейф ощущается. Кардинально ситуация поменяется лишь тогда, когда федеральным законодательством будут установлены нормативы запахов. Участники заседания профильной комиссии тольяттинского парламента высказались за то, чтобы ускоренное утверждение соответствующего федерального закона стало наказом № 1 всем кандидатам в депутаты Государственной Думы нового созыва.
Впрочем, наличие пробелов в правовой базе – это еще не повод для самоуспокоения, убеждены депутаты. Поэтому при изучении данных по экологии народные избранники всегда дотошно выясняют, а что делается в городе для привлечения к ответственности загрязнителей атмосферы. В ответ были предоставлены сведения о том, что администрацией с начала нынешнего года были направлены на промышленные предприятия 23 обращения по поводу необходимости усиления производственного экологического контроля и снижению выбросов. По фактам превышения ПДК были направлены и 26 сообщений в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям. В связи с этим на заседании профильной комиссии Думы был поднят вопрос о целесообразности открытия в Тольятти представительства Росприроднадзора. Если контролеры будут работать непосредственно в нашем городе, они смогут оперативно реагировать на сигналы со стороны жителей и органов местного самоуправления.
Еще один аспект темы экологического благополучия, на котором был сделан акцент в ходе обсуждения в Думе, это высокая концентрация в штиль выхлопных газов от большегрузных автомобилей, которые, вдобавок, еще и наносят серьезный урон дорожному полотну. Тольяттинские депутаты уже озвучивали предложение для областной ГИБДД - ограничить въезд в жилые кварталы крупногабаритных грузовиков. Актуальность этой рекомендации, по мнению ряда депутатов, очевидна. С этой точки зрения интерес также представляет динамика показателей по формальдегиду и фенолу, в том числе - на новом посту мониторинга состояния атмосферного воздуха в Комсомольском районе. Как известно, на этапе завершения сейчас находятся работы по сооружению развязки на трассе М-5. Вот депутатам и хотелось бы понять, какова отдача в экологическом плане от реализации масштабного инфраструктурного проекта.
Автор: Редакция TLTgorod