Валерий Шемякин
Продолжаем
публиковать экспертные мнения, прозвучавшие в эфире радио «Лада FM» (сетевой партнер «Эхо Москвы» в Тольятти, частота 107,9 МГц), в программе «Пятый час». По понедельникам, средам и четвергам в 16.05 в прямом эфире известные тольяттинские политики, предприниматели, общественные деятели высказывают свои суждения о ключевых событиях в городе, регионе, стране. Прямые эфиры и записи можно прослушать на
сайте радиостанции.
11 марта гостем программы был писатель и журналист, первый главный редактор газеты «Площадь Свободы» Валерий Шемякин. Интервью вёл Сергей Мельник.
Не только «Колесо»
- Недавно, также в программе «Пятый час», почётный гражданин Тольятти, директор Детской музыкальной школы № 4 Владимир Свердлов объяснил, почему культура финансируется по остаточному принципу: потому что еще со времён Госплана расчёт шёл на душу населения. И считалось, что если носки нужны каждому, то культура – мало кому… Как вам эта версия?
- Наверное, так оно и было в советские времена. Но почему это чисто инерционно – и понятно, почему, кстати! – перешло в наше… Ну, извините меня, если двадцать с лишним триллионов тратить на вооружение, то что останется на культуру и образование?
- Ну, хоть бы триллиончик кинули…
- Поэтому так и остался этот, извините за тавтологию, остаточный принцип. Выкраивают какие-то деньги, но их совершенно недостаточно, для того чтобы культура жила. И конечно, такой фактор, как бедственное состояние культуры – культуры в широком смысле, состояние духа, что ли, некого такого городского подъёма или отношения к городу как к очагу – всё это утрачено, размывается, что и заставляет многих молодых людей, способных, талантливых, подающих надежды (и подавших надежды) убегать из города. Очень много убегает. Меня это очень сильно печалит. Потому что город наш не самый плохой, и мы могли бы здесь поддерживать некий уровень, где бы люди могли состояться… А потом… Политика государства, вот эти всякие жестокие, жесткие ограничения – они тоже не на пользу дела. Но это уже другая тема…
- Эту тему мы обсуждали и в прошлой программе с молодёжным лидером АВТОВАЗа Сергеем Гурьяновым. И когда заговорили об обещанном повышении зарплаты работникам культуры, Сергей заметил: как бы не случилось так, что кому-то прибавят, но при этом закроют какие-то учреждения культуры. У нас ведь ничто ниоткуда не берется и не исчезает бесследно, как в природе. Есть такое опасение? Центр «Миръ» закрыли, например, стали деньги считать на театры очень так срупулёзненько…
- Ну да, мы к истории «Колеса» возвращаемся, наверное.
- И к ней тоже.
- Ну, об этом много сказано, в общем-то, я не хочу повторяться. Я считаю, что это не просто грубейшая ошибка наших властей, нашего мэра… Это, извините за грубость, просто свинское отношение к тому наследию, которое у нас с предыдущих времён. С советских. Не всё, что создавалось в советские времена, это плохо, гадко и так далее… А вообще, я хочу сказать несколько о другом. В городе достаточно много ярких, индивидуальных творческих личностей. Много! Можно говорить о культуре как о неком вписанном в какую-то систему, которая требует бюджетного финансирования, - а есть просто фигуры, которые создают ту самую культурную массу. Есть у нас драматурги, поэты, писатели. Есть незауряднейшие личности. Почему же город, культурный департамент, вся городская власть не опирается на этот ресурс? Он не требует денег, бюджетного финансирования, понимаете? Но он может создавать некую атмосферу, некое преподъемное состояние, о котором я сказал…
Спасибо точно не намажешь
Новость, которую все обсуждают: «Минтруд исключил «спасибо на хлеб не намажешь» из лексикона чиновников». Им предлагается избегать разных выражений типа «спасибо не шуршит, не булькает» во избежание, как говорится. «коррупционной составляющей». Ну вот, исключат – и что, это решит проблему?
- Это какие-то благоглупости, просто на анекдот похоже… Это опять из серии абсурдных запретов. Я не знаю, откуда это взято?
- Из жизни, Валерий Константинович, из жизни.
- Коррупция – это такое явление глобальное, скажем так. Вряд ли есть государства, где бы не существовало коррупции. И всё-таки, масштабы, которые приобрела коррупция в нашей стране, изумляют. Даже в советские времена невозможно было представить, чтобы такие сумасшедшие деньги шли на взятки. И тут ни дела своего не построишь, и ничего не добьешься.
- Я представляю, как наша «голь», которая хитра на выдумки, как известно… Трудно, правда, чиновников голью назвать, но тем не менее, они обязательно придумают кучу других вариантов, даже словесных, чтобы намекнуть.
- Я думаю, что и сегодня вряд ли чиновники достаточно широко используют фразу «спасибо на хлеб не намажешь». У них своя технология, свои приемы, свои подходы. В лоб никто никому не говорит: дай – тогда я сделаю. Просто человек, который пытается какие-то дела делает, знает – его друзья, коллеги проинформировали: здесь надо столько-то, этому – столько, иначе дело твое не двинется ни на сколько. Вот и всё. И никаких там «спасибо»…
А они всё душат
- Рост коммунальных платежей для Комсомольского района будет ограничен - об этом сообщил Вконтакте мэр Сергей Андреев: «Накануне специально обсуждал пути решения этого вопроса с Николаем Меркушкиным». До сегодняшнего дня мэр утверждал, что не имеет возможности влиять на рост коммунальных платежей. Возможно, его точка зрения изменилась после встречи с губернатором. Так звучало в наших новостях…
- Я думаю, этот случай свидетельствует о том, что всё-таки народная активность имеет смысл. Когда люди выходят с протестами, когда чего-то добиваются…
- Вы имеете в виду митинг перед зданием городской думы?
- Да. И участие депутатов, кстати, бесследно не прошло… Я думаю, что это тот случай, когда всё-таки протестовать надо. Тогда, когда жизнь заставляет, надо выходить на площади… А то, что мэр Андреев – спасибо ему, конечно, что он что-то там с Меркушкиным обсуждал и они достигли чего-то. Но ведь проблема опять же не в этом – проблема вообще в политике в этой сфере. Мы видим, что рост тарифов идёт по всем направлениям. И мы сталкиваемся с тем, что где-то за границу продаём ресурсы по более низким ценам, чем собственным гражданам. Эти случаи есть, они доказаны. Но как же так, что же это за политика?! Зачем нужно собственное население этими тарифами удушать буквально, дабы кому-то получить… Ну, я не хочу говорить, как все мы привыкли говорить, что есть такой злодей, как Вексельберг, – но куда тут денешься? Наиболее мощная коммунальная империя сегодня – это Вексельберг. Говорить о том, что с ним можно договориться или как-то его приструнить? – да я не знаю…
- Ну, вот, Николай Иванович договаривался вроде…
- Я не знаю, как это всё происходит – но мы же прекрасно знаем, что Виктор Феликсович время от времени заходит к Владимиру Владимировичу Путину чайку попить – что уж там, они не могут договориться о том, чтобы людей не душить этими тарифами невыносимыми?
Куда заведёт Меркушкин?
- Вот, кстати, по рейтингам, Николай Меркушкин вошел в пятерку самых влиятельных губернаторов. Опять же потому, что даёт много таких авансов, которые отмечаются и в Кремле, и в СМИ. Вы тоже считаете, что нам повезло с губернатором?
- Я не понимаю. По каким параметрам. После Артякова, наверное, действительно можно сказать. Но я бы взял всё-таки слово повезло в кавычки. Повезло, что всё-таки Артяков ушел. Нам не повезло в своё время, что Титов ушел – но он засиделся, застарел, и он не мог, конечно, уже оставаться. Бывает так, когда человек долго на одном месте – нужно уходить. Начиная с президента, извините. Потому что человек даже видеть уже не может ясно (не в прямом смысле)…
Насчет Меркушкина – я не знаю, мне очень сложно судить. Но понимаете, какая штука: уровень маленькой дотационной Мордовии и уровень промышленно развитой Самарской области – это разные уровни. И что будет… Ведь еще года не прошло, как он пришёл. Судить пока сложно по тем авансам, по тем – очень хорошим, но всё-таки популистским (без плохого оттенка) речам, которые он произносит там и сям, во всех городах – по этому мы пока судить не можем. А то. Что Николай Иванович – человек, очень преданный линии партии, мы это прекрасно знаем. Куда эта линия нас заведёт – я бы не стал сегодня гадать. И куда лично Николай Иванович Меркушкин нас заведёт… Пройдет лет пять, тогда можно будет говорить, повезло – не повезло…
Кто ищет, тот всегда найдёт
- Путин рассказал, каким должен быть новый учебник истории России – единообразным. Никаких там отклонений, один учебник – «краткий курс», как я понимаю. Правильно ли это?
- Мне кажется, что происходит некая идеологизация. «Идеологизация» в плохом смысле. Этот термин не всегда носит плохой смысл – как, собственно, и слово «патриотизм», оно достаточно положительное, высокое и т.д. и т.п. Но можно ведь под патриотизмом понимать где-то наше ублюдочное состояние, извините меня: «мы за то, чтобы оставаться в этом ублюдочном состоянии», это и есть наш патриотизм – есть и сторонники такой формы патриотизма. Поэтому, когда я думаю о том, чтобы привести всю систему, я просто боюсь, что идеологически просто обкорнают всё, что не в пользу, не в интересах нынешних властей. Вот это меня пугает. И, кстати говоря, «слияние церкви и государства» тоже меня пугает. И приход церкви в школы, в каком бы там обличии она ни приходила, меня тоже настораживает. Мы можем, конечно, говорить, что церковь несёт нечто благое, но, знаете что, к сожалению, не только благое.
- Некоторые уже расценили инициативу как намерение «искоренить инакомыслие в головах подрастающего поколения». А может, и искоренять то уже нечего?
- Я думаю, что человек ищущий, человек, который хочет знать, ему учебник этот, извините меня, - маленький шажок на очень длинном пути. Меня это особенно-то и не пугает, что придёт так какой-то учебник, где всё пообкорнают и дадут какую-то выжимку из истории нашей страны. Наша история не так проста, как кажется, как нас учили в нашей школе, в советские времена: «да здравствует Великая Октябрьская социалистическая революция» – и ничего другого хорошего нет на свете. Много есть очень хорошего, и очень много плохого в том, что было «хорошим»...
Полностью программу можно прослушать
здесь.