Александр Дроботов: мэр должен отказаться от точечной застройки
Мы продолжаем публикацию экспертных мнений известных тольяттинских политиков, предпринимателей, общественных деятелей в рамках программы «Пятый час» на радио «Лада FM» (сетевой партнер «Эхо Москвы» в Тольятти, частота 107,9 МГц).
25 апреля экспертом
вновь выступил тольяттинский депутат Самарской губернской думы, зампред комитета по промышленной политике, торговле и связи
Александр Дроботов. Беседовал с ним
Сергей Мельник.
Живые диалоги ведущих и гостей можно также послушать в прямом эфире по понедельникам, средам и четвергам в 16.05 или
на сайте радиостанции.
Тольятти опять может пролететь
- Последние решения губернской думы, которые представляются вам наиболее важными? Что вас сейчас больше всего волнует?
- Конечно, главное – это изменения в бюджет больше чем на 4 миллиарда (и расходная часть бюджета уже 130 миллиардов). И это всё идет «на землю», на города. И я не перестаю удивляться Меркушкину – как вот он взял на грудь эту ответственность? Он даже 2 миллиарда взял в кредит, для того чтобы закрыть дополнительные потребности. Например, в Сызрани – по дорогам, в Самаре – тоже… Но самое главное, он откликнулся на многолетние, можно сказать, стенания всех местных самоуправлений по поводу строительства жилья для бюджетников. Это вообще невозможно было представить ещё год назад, что такое произойдёт. Там почти 700 миллионов заложено на строительство жилья для бюджетников (у нас, например, в городе более 10 тысяч очередь), и 200 миллионов – на обустройство земли под этими домами. Итого почти миллиард рублей – это приличная сумма. Также там заложены деньги на переселение из ветхого и аварийного жилья – 700 миллионов рублей, и на следующий год столько же. И, надо сказать, когда мы начали разбираться, а почему нас там нет…
- То есть, тольяттинцев там нет?
- Да! Оказалось, что у нас тут такую хитрую форму придумали – положение, которое заставляет самих жителей, претендующих на признание дома аварийным или ветхим, доказывать, что у них дом аварийный. То есть им нужно заказывать экспертизу, обсчитывать все помещения, все планы. Ну, я уж не говорю, подавать заявление через общее собрание – ладно, они это сделают, но вот всё остальное… Там целая экспертная работа, дорогостоящая – конечно, этого не сделают…
- То есть люди должны сами всё это сделать и принести готовенькое чиновникам?
- Да, именно так, вместо того чтобы департамент городского хозяйства всё это дело организовывал, как это происходит в других городах, в Самаре, например. И у нас от города Тольятти нет ни одной заявки на аварийное и ветхое жильё. Хотя почти на каждом приёме ко мне приходят люди и говорят о том, что у них аварийное или ветхое жилье. И я направляю в мэрию, к господину Ерину – а он мне отвечает: нет, вот у нас действует инструкция… Это просто безобразие: такие деньги отводятся, и город Тольятти не участвует…
«Теперь они смогут мэра отозвать…»
- В Жигулёвске отменят прямые выборы мэра. Теперь там главу города с представительскими функциями изберёт действующая дума. Исполнительную власть будет представлять глава администрации (сити-менеджер), которого определит на конкурсной основе специальная комиссия…
- Это третья форма управления, которая позволяет более оперативно принимать решения по главе администрации…
У каждой формы есть свои недостатки. Например, первая форма, когда всенародно избирается мэр, он возглавляет исполнительную власть (как у нас в Тольятти) – она очень демократична, как бы каждый имеет возможность высказаться своим голосованием, и мэр, избранный народом, проявляет… должен, по идее, проявлять рвение, чтобы отвечать его чаяниям, да?.. Но у нее есть свои недостатки: если всё-таки произойдёт ошибка, и мэр окажется не очень старательным, то отозвать его будет практически невозможно, и нужно будет ждать следующего срока.
Другая форма – «сильный мэр, сильная дума». Но возникает частенько противостояние между этими сильными формами муниципальной власти.
Вот в этой, третьей форме, которая в Жигулёвске, есть преимущество, которого, например, у нас нет. У них, получается, дума будет превалировать, потому что она будет давать согласие на какое-то конкретное лицо. И, соответственно, она будет спрашивать с этого сити-менеджера в любой момент, и она же его может и отозвать. Это очень мощная форма, которая стимулирует добросовестность. Далее: поскольку при этой форме выборы не проходят, как у нас – выборы не всенародные, соответственно, общество не разделяется и не происходит тех событий, которые при общих выборах происходят: группы начинаю конфликтовать, и очень сложно отходить потом от предвыборных дел… Вот та ситуация, которая у нас сейчас. Хотя успокаивается вроде бы общество, но тем не менее, всё равно, есть часть людей, которые голосовали за другого кандидата, и они очень настороженно относятся к выбранному мэру, и наоборот.
Так вот, третья форма как раз этого лишена…
- Я чувствую, вы сторонник этой формы?
- Я не то что сторонник. Я не сторонник таких резких изменений, потому что они всегда вызывают потрясения. Но, по крайней мере, в городе Тольятти сейчас затевать с этим бессмысленно, бесполезно.
- Но были же такие разговоры.
- Были, когда подходили сроки к истечению полномочий и мэра, и думы. Но сейчас этот вопрос не поднимается, у мэра еще впереди целый срок. И этот вопрос может быть поднят только после того, как будет подходить срок истечения полномочий мэра.
Всё решаемо. В тиши кабинетов
- Точечная застройка – очень больной вопрос сегодня для горожан. И сколько бы они ни воевали, практика показывает: всё равно строят. Нет управы…
- Это как поставят себя люди, которые там проживают.
- Строят даже там, где совсем, казалось бы, строить не надо, даже под страхом смертной казни. Недалеко от плотины Жигулёвской ГЭС, например, – как мы знаем, здание на Певческом поле строят. Хотя люди воевали-воевали…
- Но это не совсем точечная застройка.
- Ну, хорошо, есть другие примеры. Расскажите, вы же занимаетесь этой темой.
- И этой темой тоже.
- Вот, скажите, пожалуйста, что делать людям, как добиться справедливости?
- Сейчас, с нашего эфира, я выезжаю в Центральный район – как раз будет по этому поводу на Чернышевского, 2-а собрание нескольких домов: около 21-й школы там решили построить высотный дом. Честно говоря, после того, как в своём послании губернатор, обращаясь ко всем мэрам, пэрам, депутатам, правительству, заявил, чтобы прекратили точечную застройку в Тольятти и Самаре, я думал, что с этим будет покончено. Но нет – возобновилась! Настолько мощнейшее давление со стороны застройщиков. Причем мы неоднократно повторяли и повторяем: у вас есть место за Московским проспектом, есть место за улицей Калмыцкой, в районе Тимофеевки – пожалуйста, находите там новые места, оборудуйте и стройте, сколько вам угодно. Если это частная земля, выкупайте. Если муниципалитет помогает – пожалуйста, пусть выкупает, отдает под застройку. Нет, находят куски внутри. И вот сейчас по Центральному району таких 5 мест. На месте «Авангарда» собираются построить высотный дом – от 5 до 35 этажей, представляете? В Автозаводском районе… Вот мне передали протокол, и я уже написал в думу Денисову письмо о том, что ситуация просто выходит из-под контроля и нужно выносить вопрос на думу: вставка между домом № 3 по Цветному бульвару и № 33 по 70 лет Октября – вставка 19 этажей.
- Аркадий Петрович Эстрин в прошлом эфире про эту же историю рассказывал. - Вот протокол: люди категорически не согласны. Представитель мэрии говорит: а у нас тут всё законно, все подписанты подписали (в тиши кабинетов, да?), и мы не обязаны спрашивать разрешения у граждан, которые проживают рядом. Естественно, никому эта точечная застройка не нужна: например, у меня на округе Молодёжный, 7 – там собираются построить 30-этажный дом. И я даже не представляю, как они это будут делать! Люди категорически против, ни одного я не слышал согласного. Это конфликтная ситуация, которая будет только расширяться, если только эти аппетиты не будут остановлены.
Я сейчас буду говорить на этом собрании, как действовать, чтобы не допустить, потому что это метод проверенный неоднократно…
- А вот скажите, как действовать? Есть какая-то общая схема? Как людям себя вести?
- С одной стороны, как бы – как бы! – все инстанции пройдены, и у застройщиков на руках разрешения: постановление мэра, может быть, или решение суда о том, что тут можно строить. А с другой стороны, люди протестуют против того, что происходит насилие над их личностью, над их мнением – с ними не считаются. И они в этом плане совершенно правы. Я, например, на своём округе организовывал такие протестные акции на местах застройки. Тут самое главное организовать людей. Выработать дежурства – чтобы там обязательно кто-нибудь дежурил. Чтобы люди были согласны, когда эти дежурные звонят (какая-то подозрительная возня: ЧОП приехал или техника приехала; а ЧОП обычно приезжает и начинает окружать) – чтобы все вышли, вышли из соседних домов и образовалась серьёзная такая группа людей, которая своими телами просто не даёт строить. И застройщик, конечно, не будет бульдозерами наезжать на собравшихся. Таким образом, не имея возможности раз, два, пять, фактически, застройщики потом отказываются, уходят… Это гражданский протест – другого метода против точечной застройки я не знаю.
- Вообще, неожиданно слышать такое от представителя партии «Единая Россия»…
- В данном случае, мы отвечаем чаяниям простых людей, наших избирателей. И как они собираются строить точечно – только по телам людей?..
- Тут даже я со своими радикальными взглядами не совсем уверен, что я бы это посоветовал людям.
- Я не только советую – я даже организовываю вот такой протест на месте точечной застройки.
- Хорошо, а есть какие-то другие пути?
- Мэр должен отказаться от точечной застройки. Какие бы ни были мотивы: якобы, как сейчас говорится, это для обманутых дольщиков…
- Губернатор, глядя в глаза мэру, когда приезжал в Тольятти, рекомендовал отказаться от точечной застройки. Был такой момент?
- Да.
- Так как повлиять на чиновников? Что ими движет, когда они делают такие заведомо взрывные вещи?
- Там не только мэр… Мэр может и возражать, но застройщики обращаются в суд и через суд принуждают мэрию дать согласие на застройку. Там еще порядка десяти подписантов из федеральных служб, которые дают согласие в тиши кабинетов.
- Вы на что намекаете, Александр Николаевич? И каждый возьмёт в карман?
- Я этого не говорю, не намекаю. Я говорю о том, что решаются вопросы в тиши кабинетов, а крайними с народом остаётся депутат и партия «Единая Россия» как правящая партия.
Скромное разочарование в Вексельберге
- На Тольяттинской думе поднимался вопрос о том, что «Волжские коммунальные системы» не выполняют свои обещания по инвестициям…
- Какая неожиданность!
- Да… И действительно, многие удивляются – ВоКС обещал вложить миллиарды. Три года, согласно известной поговорке, прошло. Что дальше? Или эти разговоры – только в качестве предвыборной возни, а потом опять всё уляжется, все забудут об обещаниях?
- Я думаю, что не забудут никогда, потому что достаточно противостоящих сил, чтобы помнить об этом и, имея такой печальный опыт, не позволить ВоКС распространить своё влияние ещё и на Автозаводский район.
- Так у него есть ещё и туда притязания?
- А почему бы нет? Если бы успешно пошли дела в Центральном и Комсомольском районах, то почему бы нет? Но, видите, в Комсомольском районе и Потрпоселке пришлось мэру (в данном случае я его поддерживаю) волевым порядком ограничивать тарифы, которые в значительно мере превышали уровень в Автозаводском и Центральном районах. При таких ожиданиях – многомиллиардных вложений – всегда возникает разочарование. Я, честно говоря, не ожидал от ВоКС – учитывая, что за ним Вексельберг – ничего такого. У него огромный офис в Швейцарии, он там почётный гражданин…
- Яйца Фаберже опять же дарит Путину…
- Да, да, да… И поэтому – ну, странно было ожидать от него чего либо такого. Хотя вот такие требования и постановка вопроса об отлучении от этого хозяйства может заставить их как-то раскошелиться и пойти навстречу. Депутаты совершенно правильно делают, что поднимают время от времени этот вопрос.
Андреева всё равно ассоциируют с партией власти
- Вопрос слушателя: «Исполнительный директор «Единой России» по Тольятти сказала, что Андреев обсуждал кандидатов в городскую думу от ЕР с руководителями партии. Андреев поддерживает «Единую Россию»?»
- Андреев может предлагать своих кандидатов. Что, наверное, он и делает. А в лице народа «Единая Россия» – правящая партия – всё равно ассоциируется с властью. Если у Андреева получается что-то – это значит, получается у единой России». Если не получается – наоборот, виновата «ЕР»…
- Коротко: поддерживает или нет?
- Я не могу сказать, что поддерживает - но, по крайней мере, не препятствует…
Полностью программу можно прослушать здесь