Солженицын в Тольятти
Есть такой анекдот. Мужик в лесу встречает старика – страшного, немытого, одичавшего.
«- Дед, а ты что тут в чаще делаешь?
- Партизаню я!
- Шутишь!? Война пятьдесят лет как закончилась!
- Вот чёрт! А я до сих пор вражьи поезда под откос пускаю».
Бородатый анекдот. Но вспомнился, и вот в связи с чем…
В конце прошлого года возглавляемое
С. Кургиняном – и имеющее, как выяснилось, ячейку в Тольятти – движение «Суть времени» (вызревшее, как сказано на их сайте, «в битве с либероидами
Сванидзе и
Млечиным»)
опубликовало петицию против установки памятника
Александру Солженицыну. Суть, так сказать, письма: ну не хочет группа «товарищей», как они сами себя называют, увековечивать память «очернителя родины». И в подкрепление своего нехотения ссылаются почему-то на слова
Путина, сказанные почти девять лет назад и совсем по другому поводу (что касается Солженицына – с ним, насколько я помню по сообщениям в СМИ, Владимир Владимирович встречался и вроде даже неплохо ладил)…
Ну, подумаешь, написали, прочитали и забыли все. Но на днях тема вдруг заиграла вновь. Угораздило же небезызвестного
Олега Кашина – в поддержку которого, кстати, пару лет назад мы тоже письмо подписывали, –
обозвать авторов петиции ветеранами. Чем – непонятно, может, невольным намёком на возраст московский журналист оскорбил недругов Солженицына по самое не хочу. А если так, сразу гипотеза напрашивается: не мужики вовсе превалируют в числе тех, кто подмахнул петицию – с чего бы вдруг сильному полу так чутко реагировать на намёки, разве что, на возраст.
А вот что касается Кашина – зря они так на него ополчились. Помню, на «Эхо Москвы» парень честно признался, что, несмотря на свой нежный возраст в былинные времена начала 1990-х, мягко говоря, плохо относится к Ельцину, – разве это не алиби для подписантов?
Ну, не слушали радио, тоже невелика беда. Если б только радио. Подобно глухарям на токовище, эта публика, сдаётся мне, даже гаубичную канонаду не услышит. Контузило в тяжёлых и неравных боях с «поездами». Но, видно, не до конца – на блоги-то в ненавистной «глобальной паутине» живо реагируют. И как только увидят знакомое слово «Солженицын» – тут же «ярость благородная» откуда ни возьмись.
Расслабьтесь, граждане. Кто вам сказал, что Солженицын враг? Он был и останется кровь от крови и плоть от плоти НАШ – больше, чем вы все вместе взятые. Пора бы уж понять это – и всенародно отметить предстоящую знаменательную дату. 27 мая 1994 года, после 20-летнего изгнания, писатель, публицист, Нобелевский лауреат Александр Солженицын вернулся на родину. И нашёл здесь последний приют. Предпоследним была так ненавистная вам Америка. Чужая страна, в нелицеприятной критике которой (если, конечно, это вас успокоит) он преуспел, пожалуй, даже больше, чем в «очернительстве» своей.
Об этом, в частности, в своё время, под впечатлением от приезда бывшего изгнанника в Тольятти в 1995 году, я опубликовал статью в одном из городских изданий (читайте
здесь). Публикация, между прочим, и в то время вызвала шквал возмущения. Чтобы понять, почему, достаточно вспомнить умонастроения начала девяностых: тольяттинцев, ещё недавно в большинстве своём поддерживавших избранного ими же первого российского президента и социально-экономическую политику новой власти, коробил даже намёк на «погрешимость» тех, кто олицетворял демократический и либеральный выбор. А Солженицын, если помните, был одним из таких людей, и в представлении россиян стоял в одном ряду с Сахаровым.Словом, тогда, восемнадцать лет назад, публикация оскорбила многих в лучших чувствах. Я перечитал крамольный текст – и убедился: «не сотвори себе кумира» – золотое правило на все времена. Мне и сегодня нечего ни убавить, ни добавить к написанному тогда, с натуры. Пожалуй, кроме одного…
Главное, что, как мне кажется теперь, отличает Солженицына и вызывает симпатию к этому недюжинному человеку, – искренность. Совершенно утраченная нами, хомо сапиенсами и советикусами, первобытная искренность, продиктованная им же озвученным правилом: «Жить не по лжи!». Именно этим он отличался от подавляющего и среднестатистического большинства. Именно это раздражало и продолжает бесить в нём представителей разных народов и «исторических общностей», будь то «советский народ», американцы. А теперь, как выяснилось, и россиян – во всяком случае, ту часть из них, которые подписали петицию против памятника. Вот эта самая жизнь не по лжи (которая многим вовсе не кажется доблестью, поскольку недостижима ими даже теоретически, не то что в реале) – пожалуй, единственное, что можно «инкриминировать» Солженицыну.
А искренность – она, возможно, и есть одна из тех «духовных скреп», в поисках которых все сбились с ног. Ну не лай же и пинки вослед ушедшим слонам и львам считать «скрепами».
И потом, судите сами. В отличие от Пальмиро, за памятник которому вы
ратуете в едином порыве с «народными избранниками», Солженицын хотя бы бывал в Тольятти. Учитывая масштаб личности, даже один день Александра Исаевича в нашем городе стоит отметить (тем более, Нобелевскую премию он действительно получил за «Один день…» и прочие образчики, пожалуй, самого трудного жанра – рассказа, а вовсе не «за политику»). Пора, наконец, «все распри позабыть»: даже самый скромный памятник Солженицыну мог бы стать жестом доброй воли, шагом к примирению с собственным прошлым, со своими же комплексами. (Если уж добавить личное пожелание, послужить хоть каким-то противовесом отягчающим нас топонимам – тольяттинским улицам, до сих пор носящим имена ленинских и сталинских палачей.)
По всему выходит: противиться памятнику Солженицыну в Тольятти в наше время хуже всякой идеологической диверсии. Так что хватит шарахаться по лесам и смешить людей.
Сергей Мельник, специально для TLTgorodЧитайте материал по теме: Забытый город. Часть 101. Предпоследний приют.