Разбитое Лесопарковое шоссе, «убитые» улицы Ларина и Коммунальная, недостроенные Офицерская и 40 лет Победы – это лишь несколько наиболее «горячих точек» в дорожной сети Тольятти. При этом никто не хочет брать на себя ответственность за ситуацию с дорогами: мэрия винит во всем подрядчиков, а подрядчики – заказчика, утверждающего «порезанные» сметы. Участники процесса как будто находятся в замкнутом порочном круге, разорвать который можно лишь с помощью соломонова решения. Разобраться в проблеме решила обозреватель газеты «Понедельник» Наталья Каратеева. Начнем с самой болевой точки города – улицы Ларина. Напомним, что муниципальные торги по ее ремонту (а также ремонту улиц Советской, Ломоносова, Макарова и Лесопаркового шоссе) выиграло ООО «ЭкспертЭнерго». Тендер на ремонт этих улиц составлял 102 млн рублей.
«Когда в мэрии начали готовиться к этому аукциону, то обзвонили всех подрядчиков, – рассказал на условиях анонимности руководитель одной из дорожных компаний города, – звонили и мне – я отказался. Из настоящих дорожников на этот конкурс никто не поехал. Причина – дорожное управление мэрии неправильно составило сметы, которые затем еще на 20% «порезали» в области. Тогда неизвестно откуда появилась вот эта компания. Там, наверное, думали, что сработают по известной схеме: возьмут себе 10 млн рублей, а на остальные наймут субподрядчика. Нашли компанию из Сызрани, но когда та выполнила работы по фрезеровке покрытия, приехала комиссия из Самары и работу не приняла. Субподрядчик развернулся и уехал. Вот так Ларина и превратилась дорогу «после артобстрела».
От разрушенных дорог страдают не только автолюбители, пробивающие шины и разбивающие подвески машин, но и компании, производство которых расположено в непосредственной близости от «горячих точек» города. «Мы территориально находимся как раз посередине улицы Ларина, – рассказывает директор по производству ТЗЖБИ Андрей Литвинов. – Наше предприятие специализируется на производстве материалов для панельного домостроения. У нас есть социальные объекты в Тольятти, Самаре и Ульяновске. Для того чтобы доставить нашу продукцию до потребителя, необходимо преодолеть участок дороги на Ларина. Так вот, за эти полгода при транспортировке было сломано около двух десятков панелей, у лестничных маршей от удара откалывались ступеньки. Что касается плит-перекрытий, которые надо перевозить только в горизонтальном положении, то их мы вообще сейчас не довозим. Из-за проблемы с дорогой мы не можем вывезти готовую продукцию с завода».
Кстати, на 11 июля назначен новый тендер на ремонт дорог (в число которых входит и улица Ларина) на 43 млн рублей, а 10 июля должен состояться арбитражный суд, который может позволить компании, провалившей тендер в прошлом году, вновь оставить ремонт Ларина и других дорог за собой. Причем, согласно материалам дела, мэрия не только пытается расторгнуть контракт с «ЭкспертЭнерго», но также хочет взыскать с нее 89,3 млн. рублей.
«Согласно законодательству, деньги подрядчику перечисляют только после подписания акта выполненных работ, – комментирует один из участников рынка. – На обеспечение контракта обычно перечисляют до 30% стоимости контракта, то есть подрядчик выполняет работы за свой счет. Аукцион, о котором идет речь, был на 102 млн рублей. Значит ли это, что компании удалось добиться аванса в 89,3 млн через свой административный ресурс?»
«У нас в городе вопросы и проблемы хозяйственной деятельности, в том числе и по ремонту дорог, часто превращаются в элементы политической борьбы, – прокомментировал бывший вице-мэр Аркадий Эстрин. – И правительство Самарской области, и мэрия Тольятти должны исполнять законы РФ. Мэрия может приступать к конкурсным процедурам только тогда, когда ей эти деньги пришли, в соответствии с договором о передаче средств от правительства Самарской области. Проведение конкурса без положенных по закону процедур, а они очень длительные, влечет за собой уголовную ответственность. А вот областное правительство позволяет себе проведение мероприятий, а потом вносятся изменения в бюджет. Что позволено одному – не позволено другим. Такое у нас отношение к нашим законам».
«Сегодня местные дорожные компании покидают рынок Тольятти, – сообщил информированный источник. – Причина – отсутствие оплаты выполненных работ под предлогом плохого качества исполнения. Но с такими сметами невозможно выполнить работы качественно. К примеру, стоимость фрезы заложена в 20 рублей за кв. см, а на деле процедура стоит 40. Или закладывается 3 см фрезерования, а сверху кладется 4 см асфальта – это даже до середины трещины не доходит. Все идет в нарушение всех норм. Смотришь на смету и думаешь: как же это сделать? А потом приезжает комиссия и не принимает работы. Нам не выплатили 6 млн. рублей, а одной компании – 40 млн. Это разорение для бизнеса. В итоге выживут лишь самарские глобалисты и те, кто имеет выход на губернатора».
Этот же источник добавил, что ремонта Лесопаркового шоссе тольяттинцам не стоит ожидать до 2015 года: «В зоне отдыха решили расширять дорожное полотно, а значит, сразу встанет вопрос о земле, которая находится в собственности РФ. Это длительный процесс, который отодвинет ремонт дороги на неопределенное время».