Своим появлением Волжский автозавод коренным образом изменил как менталитет советского обывателя, так и развитие отечественной промышленности. Эту же способность сохраняет и уже российский АВТОВАЗ, в любой ситуации работая на перспективу. Когда, как не в канун его 48-летия вспомнить о значимых моментах развития автогиганта.
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ПРОРЫВ
Уже одно появление проекта автозавода мощностью 660 тысяч автомобилей в год шло вразрез с еще не забытой тогда идеологией. По ней «нормальному советскому человеку» незачем было иметь автомобиль в собственности, это считалось излишеством, буржуазной роскошью. А завод с такими объемами производства давал людям реальную надежду на это. И для советской промышленности, главным показателем которой тогда было количество «чугуна и стали на душу населения», новый проект обозначал прорыв. Ведь появилась необходимость в развитии многих отраслей – нефтехимии, электроники, станкостроении и других.
ПОРАЗИЛИ ФОРДА
20 июля 1966 года было подписано постановление Правительства страны о создании Волжского автозавода, а 19 апреля 1970-го – менее чем через четыре года – на предприятии были собраны первые автомобили. Буквально накануне этого, 15 апреля на ВАЗе побывал Генри Форд-младший. Автомобильный король Америки был поражен и масштабами, и темпами строительства, сказав, что он за эти сроки такой завод не смог бы построить. Правда, потом внук основателя заморской автомобильной империи попытался объяснить, что «у них так не делают», но отсутствие возможностей отрицать не стал.
МЕЧТЫ – В РЕАЛЬНОСТЬ
Еще через три с небольшим года – 21 декабря 1973 года – Волжский автозавод выпустил свой первый миллионный автомобиль. Тогда же весь комплекс предприятия мощностью 660 тысяч автомобилей в год принят правительственной комиссией в эксплуатацию с оценкой «отлично». В некоторых исторических публикациях можно найти упоминания о наблюдавшемся в то время росте сберегательных вкладов физических лиц. Кто-то из летописцев связывал это с тем, что люди начали копить на машины.
РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ
5 апреля 1977 года собран первый вазовский внедорожник ВАЗ-2121 «Нива». Сегодня можно уже и не писать ничего о значимости того события – минувшие 37 лет лучше любых экспертов дали оценку этой разработке. Ну а тогда никто еще не делал внедорожников с несущим кузовом вместо рамной конструкции и независимой подвеской. Все это вместе с раздаточной коробкой с пониженной передачей и межосевой блокировкой обеспечивало не только проходимость на уровне «армейских» вездеходов, но и комфортабельность легковушки.
НЕ ПРОСТО ФЕЙСЛИФТ
В 1980 году в стране появились первые LADA 2105. Кто-то увидел в этом только обновление формы со старым содержанием «копейки». По факту же в конструкции «пятерки» впервые для отечественного автомобилестроения были опробованы блок-фары головного света, эластичный зубчатый ремень привода газораспределительного механизма вместо металлической цепи и многое другое. Впоследствии это нашло успешное применение на всех передприводных моделях LADA.
НЕОДНОЗНАЧНАЯ «ДЕСЯТКА»
LADA 110 начала выпускаться в 1996 году. Это был первый автомобиль, который создавался и ставился на производство целиком и полностью на собственные деньги АВТОВАЗа. Чего только не говорили про эту модель, какими обидными эпитетами не награждали! Но сегодня можно сказать: «десятка» была не хуже той страны и того времени, когда выходила на рынок. И этот автомобиль просто обязан был появиться в «лихие 90-е», чтобы доказать: АВТОВАЗ не просто жив, а смотрит в будущее.
НЕУБИВАЕМАЯ «КАЛИНА»
Какие только модели не прочили в «убийцы» этого автомобиля накануне его выхода на рынок в 2005 году! И – ничего, жива LADA Kalina. Даже пережила свое второе рождение и сегодня упорно не покидает первую десятку наиболее продаваемых в России автомобилей.
АНТИКРИЗИСНАЯ «ГРАНТА»
Выпуск LADA Granta начался в 2011 году. Человек, имеющий даже весьма приблизительное представление о процессе создания такого сложного продукта, как автомобиль, сделает соответствующие выводы о том, чем занимался АВТОВАЗ в кризис 2009-2010 годов.
РЫНКУ ВОПРЕКИ
Лифтбек LADA Granta, LADA Priora с автоматизированной механической трансмиссией, LADA Kalina Cross, LADA 4X4 Urban и LADA Largus Cross – все это только в одном 2014 году, когда рынок продолжает по-плохому удивлять своих участников, а они в свою очередь останавливают производства. АВТОВАЗ от падения продаж в бюджетном сегменте пострадал, пожалуй, больше других, но уверен в неизбежном оздоровлении рынка и уже сейчас делает все для будущего увеличения своей доли на нем.
Иван Шумилин