История знает немало случаев, когда российские автомобильные инженеры и дизайнеры заимствовали идеи у иностранцев. Однако есть и примеры обратного. Не будем пересказывать захватывающие саги о промышленном шпионаже, а обратимся к сухими фактам, признанным, так сказать, мировой общественностью. В жизни отечественной марки LADA есть два примера, когда иностранцы взяли на вооружение российскую разработку. Первый случай произошел в начале 2000-х, когда американцы из «Дженерал Моторз» приобрели права на внедорожник ВАЗ-2123 и нарекли его «Шевроле Нивой», которая выпускается и по сей день. Второй случай – компания «Ниссан» взяла за основу платформу «Лады Гранты», чтобы выпускать на этой базе автомобиль под своим исконно японским брендом. Выпуск машин стартовал в середине лета. Есть ли от этого события дивиденды, кроме чувства гордости за российских инженеров? Конечно, есть: благодаря сотрудничеству с «Ниссаном» АВТОВАЗ улучшил свои автомобили.
Не жужжи, моя коробка!
«ВАЗ, делай тихий коробас!» - нехитрый слоган не раз повторяли участники интернет-клуба владельцев LADA. Такова шутливая реакция общественности на известную особенность многих LADA – характерное подвывание трансмиссии, особенно под сброс газа на второй передаче. Однако одними шутками потребители не отделываются – интерес к машинам начинает падать. Чтобы вернуть уважение клиента, АВТОВАЗ занялся модернизацией механических коробок передач – и не один, а с участием ведущих мировых фирм.
Во-первых, навсегда ушел в прошлое тяговый привод - на конвейер встала коробка с современным тросовым управлением. Сначала новая коробка передач появилась на «Калине» и «Гранте», и совсем недавно, в мае, ей обзавелась «Приора». Отныне – никаких круговых движений при поиске новой передачи, никаких сверхусилий в мороз. Схема переключений приобрела европейскую четкость – и не случайно. Механизм выбора передач разработан немецкой фирмой «Шеффлер», при этом за ориентир бралась коробка передач «Фольксваген Гольф». Тросовый привод избавил агрегат от вибраций на рычаге, и от забавного эффекта, когда рукоятка МКП дергается, как живая, при резком наборе или сбросе скорости.
Во-вторых, решив проблему с вибрацией и нечеткостью, АВТОВАЗ взялся за шумы. На самом деле, завод давно хотел исправить ситуацию, избавить автомобиль от надоедливого подвывания. Но мешала инерционность компании и всесильная российская бюрократия. Требовался толчок извне. И он пришел – со стороны Бу Андерссона, который инициировал модернизацию, и со стороны фирмы «Ниссан», которая использует платформу «Гранта» для выпуска автомобилей под японским брендом. При этом было решено улучшить конструкцию. В список обновленных узлов вошло немало узлов, в том числе и шестеренки коробки передач.
Каждый день в 7 утра президент АВТОВАЗа Бу Андерссон требовал отчет о работе по снижению шумов МКП. От такого всевидящего ока не спрятаться… Что в итоге? Вместе с инженерами «Ниссан» был определен комфортный диапазон шума, за который выходить нельзя. Это примерно 40 децибел, а коробка в тот момент гудела на 60 децибел. Путем тщательных расчетов подобрали такой профиль зуба шестеренок, при котором МКП меньше всего шумит под нагрузкой. Скорректировали технологию термообработки шестерен и изменили технологию сборки дифференциала (улучшено качество балансировки самой большой в автомобиле шестеренки).
Примечательно, что при модернизации коробки передач инженеры ориентировались не только на государственные стандарты и показания аппаратуры, но и на мнения людей – пожалуй, этому уделялось даже большее внимание. Была сформирована специальная группа экспертов, обладающих хорошим и примерно одинаковым слухом. Они-то и оценивали изменения в МКП. В итоге отмечено не только общее снижение шума, но и снижение разброса результатов от автомобиля к автомобилю. Улучшенная коробка передач пошла в серию в начале июля.
Модернизация МКП – не единственная мера, АВТОВАЗ комплексно улучшает виброакустический комфорт автомобилей LADA. В начале 2014 года была внедрен дополнительный пакет шумозоляции в салоне LADA Granta и LADA Kalina. Шумность LADA Priora была снижена в ходе обновления осенью 2013 года, а сегодня внедряется новая программа повышения акустического комфорта Priora. Комплекс изменений, внедряемых в LADA, способствовал тому, что общее количество клиентских нареканий по шумам снизилось за последние два года в 10 раз.
Чтобы машина стала гостеприимней
На автомобильных выставках не раз происходила такая ситуация. Семья подходит поизучать «Калину» или «Гранту». Вот папа передает маме фотоаппарат и пачку рекламных проспектов, чтобы не мешались в руках, и садится за руль. Дети по привычке пытаются залезть на заднее сиденье… но не могут открыть дверь, потому что ручка тугая. Не только для ребенка, но и для взрослого жесткие механизмы задних дверей доставляли дискомфорт. Человека, который может ответить на вопрос «почему это не исправлялось годами», можно сразу зачислять в топ-менеджеры АВТОВАЗа! Ответа мы пока так и не услышали, действующий президент автозавода тоже не стал ломать голову, а велел устранить проблему раз и навсегда – изменить замок двери и уплотнитель. Опять каждое утро Бу Андерссон требовал отчета по замкам… кстати, кто-нибудь может представить себе современного российского «эффективного менеджера», который в 7 утра каждый день рассматривает деталюшки размером со спичечный коробок? Я таких не встречал… К августу усилия на ручках дверей уменьшились и «Лада» стала более дружелюбна к своим пассажирам.
Эти нововведения – не единственные, и не последние. В производстве кузовов стали пристальнее следить за геометрией всех узлов, в результате чего улучшилась стабильность штамповки и сварки «Грант» и «Калин». На очереди – новые опции и мероприятия по повышению качества и комфорта, благодаря которым все больше и больше потребителей отдаст предпочтение именно «Ладе».
Станислав Березий