Объединить комфорт «автомата» и динамику «механики»? Запросто! Мечта водителя реализована на «Приоре» с АМТ (автоматизированная механическая трансмиссия). Наш корреспондент оценил новинку на ходу и убедился – LADAнаучилась ездить по-новому.
С момента своего рождения роботизированные коробки передач успели попортить свой имидж. То дергаются они, то мрут как мухи… Однако время шло, и были разработаны совершенно новые системы, более умные и более надежные. А что русскому автолюбителю нужно – конечно надёжность и простота. В случае с «Ладой» поступили проще некуда. Берется обычная вазовская механическая коробка передач и комплектуется электроприводом выжима сцепления и перемены скоростей. Если уж человек справляется с педалью и рычагом, то компьютер сделает не хуже. И наоборот – намного лучше! АМТ переключает скорости гораздо быстрей и точней, чем самый опытный водитель, она не допускает лишних перегазовок и экономит топливо. Наконец, она снабжена «защитой от дурака» – не позволит включить первую передачу на 120 км/час. Но это не значит, что перед нами скучный агрегат с тугодумными реакциями. Если хочется светофорной гонки, АМТ позволит стартовать «с дымком»… А если хочется плавно катиться, не суетясь с рычагом и педалями, то АМТ будет сама переключать передачи. Таковы две ипостаси новой коробки передач – она и «автомат» и механика» в одном лице. Разберем ее функционал по очереди.
Автоматический режим
Внедрение АМТ не было бы возможно без серьезной переделки силового агрегата, и АВТОВАЗ учел это при развитии своей техники. Сначала перешли с тросового привода педали газа на электронный – таким образом, компьютер автомобиля управляет тягой сам, а человек лишь задает ему свое желание. Второй шаг АВТОВАЗа – внедрение нового немецкого механизма переключения. Это кардинально повысило четкость работы коробки. Наконец, пришло время АМТ – АВТОВАЗ взял проверенный блок актуаторов от немецкой фирмы ZF. Аналогичные схемы применяются и на некоторых иномарках, к примеру, на Citroen DS3. Но для «Лады» система получила совершенно новые настройки, соответствующие характеру российского автомобилиста. Что ж, проверим…
Заводим машину, предварительно нажав на тормоз – иначе мотор не пустится. Дальше переводим джойстик в положение «А» и всё – умная электроника сама поймет, как Вы хотите ехать. Быстро, плавно, или экономично – АМТ переключает передачи в зависимости от интенсивности воздействия на педаль газа. Если при разгоне долго удерживать педаль, машина будет позже переключаться на повышенную, если педаль приотпустить, АМТ повысит передачу.
Во время поездок на «Приоре» с АМТ возникает ощущение, будто машину ведет очень аккуратный и опытный водитель. Да, микроскопические рывочки при разрыве потока мощности ощутить можно. Но насколько все делается быстро, мягко и аккуратно! Возьмем классическое упражнение «старт в горку». На «механике» водитель должен плясать обеими ногами на педалях и ловко орудовать «ручником». А здесь – просто отпускаешь ногу с тормоза, и газуешь. Или вообще можно удерживать машину педалью акселератора. Приотпустил – покатилась назад, чуть нажал – остановилась. Еще немного поддал газку – поехала. Удивительно точная и комфортная настройка всей системы. Очередной удачный опыт сотрудничества российских и немецких автостроителей.
Механический режим
Обычно после «автомата» пересаживаться на механику не очень комфортно… Но если соскучился по самостоятельному управлению машиной или нужда заставляет (к примеру, скользко и надо тормозить двигателем) – то мануальный режим АМТ к наши услугам. Легкие движения джойстиком, без сброса газа – и машина рвется вперед. Один-два качка рукой назад – пониженная передача – и двигатель ревет, замедляя автомобиль. Интересная особенность – если хочешь динамично разгоняться, мануальный режим это позволяет. Но если впереди замаячил красный свет, вовсе необязательно перебирать передачи вниз, достаточно отпустить педаль газа, и вместе с падением оборотов АМТ сама включит 4-ю, потом 3-ю, и так до полной остановки.
«Приора» с АМТ выходит на рынок осенью, стартовая цена - от 428 тысяч рублей. Появится ли АМТ на других «Ладах»? Технических препятствий тому нет. Более того – АМТ разрабатывалась с таким прицелом, чтобы ее можно было применять и на «Калине», и на «Гранте», и, конечно, на перспективной LADA Vesta.
Сергей Боровинских