Заканчивается финансовый гoд. Для рядового жителя гoрoдa это ни о чем не говорит: Xотя от этого зависит условия и качество eгo жизни. Мэрия представит бюджет на следующий гoд, депутаты станут разбираться, что и как. Но в основе нового бюджета - исполнение бюджета предыдущего. Отражение последнего - отчет мэра о результатах eгo деятельности за 2013 гoд, который депутаты оценили на «удовлетворительно». А что на самом деле?
Отчет опубликован в газете «Городские ведомости» очень мелким шрифтом - немногие прочитают. В распечатке это 304 страницы, не считая разных таблиц. Давайте попробуем его проанализировать.
Тольятти занимает площадь 28,5 тысяч га. Население - 718 тысяч. В 2013 году за счет рождаемости мы приросли на 703 человека и за счет миграции убыли на 1781. В отчетном году не сократилось промышленное производство. Инвестиции за 5 лет выросли всего на 28%. Когда хотят пустить пыль в глаза, начинают словесную игру. Рассказали, что приняли программу по инвестиционной привлекательности, провели форум про будущее Тольятти, мировой чемпионат по профессиям (деньги на все это, естественно, потрачены).
А потом скороговоркой: из заявленных 19 миллиардов инвестиций в ОЭЗ в 2013 году освоили 1,4 миллиарда, объем отгруженной инновационной продукции в 2013 году на 7,3% ниже, чем в году предыдущем. Число безработных за год уменьшилось на 18,8%, хотя на ВАЗе продолжалось сокращение (вывод, что уволенные просто не встают на учет). Выросла реальная зарплата на 4,8%, но мэрия тут ни при чем. А вот за снижение числа малого и среднего бизнеса причем. Правда, главные виновники этого процесса из мэрии благополучно сбежали.
Отчет 2012 года проходил по Пушкину: «Идет направо - песнь заводит, налево – сказку говорит». За 2013 год мэрия отчитывалась чужими успехами, цифрами, делами, скромно умалчивая о своих промахах, недоработках, неумелости. По крайней мере, в одной части. Лучше бы вместо бравирования пытались анализировать, чтобы предупреждать ошибки и находить правильные решения. Привычные ссылки на количественные показатели приводят к припискам. Поэтому на месте депутатов я бы их даже в расчет не брал. Главное - что сделано для людей усилиями мэрии. А иначе начинаются сетования на мировой рынок, ВТО. Об этом ли надо думать в предложеннных обстоятельствах?
Мэрия и сама понимает, что пора бы о главном - как увеличить поступления (доходы) в бюджет. И как разумно сократить расходы? Несколько страниц посвящены перечню возможных вариантов на эту тему, потом про свои полномочия. Все это зачем в отчете? Для наращивания объема документа, что очевидно.
Далее сообщается о приоритетах деятельности мэра за отчетный период, их два: «стабильная и эффективная работа всех городских инфраструктур» и «сдерживание роста долговой нагрузки на городские финансы». Затем скороговоркой упомянут еще один приоритет, на мой взгляд, самый главный: «формирование благоприятной и комфортной городской среды для жизни и самореализации горожан».
Первый приоритет, если судить по отчету, в основном решался благодаря губернатору Николаю Меркушкину, из средств регионального бюджета. Это и дороги, и капремонт, и ремонт образовательных и спортивных сооружений. Со вторым приоритетом, понятно, финансисты крутились, как получалось. Уменьшили дефицит бюджета против 2012 года. С муниципальным долгом пока не справляются: он растет и составил за 2013 год 3 695 миллионов рублей. Рост полмиллиарда.
Собственно, показателем результативности работы мэрии по всем вышеназванным приоритетам должна была стать удовлетворенность горожан качеством жизни. Отчет же концентрирует внимание на повседневной, ежегодной работе подразделений мэрии.
Это хорошо, конечно, что они работают, но они же сами и оценивают результаты, необходимость и первоочередность. Когда-то такой подход был вполне на уровне, теперь он недопустим. Критерий успешности местного самоуправления - люди. Но чтобы это понять, надо стремиться понять. Какой чиновник захочет, чтобы его деятельность оценивала и контролировала общественность?
А надо бы. Пример с доступной средой очень показателен. Немалая часть отчета посвящена формированию бюджета. Потери очевидны: на 36,5 миллиона снизились поступления от единого налога на вмененный доход из-за уменьшения числа индивидуальных предпринимателей. Потеряли 150,3 миллиона земельного налога, 1,8 миллиона составила задолженность по арендной плате за земельные участки.
В отчете нет анализа негативных показателей деятельности мэрии, а также комплекса мер по их решению. Нет информации о конкретной деятельности самого мэра, ее оценки. Нет общей оценки работы мэрии в целом.
Нынешняя администрация совершенно не умеет зарабатывать деньги. Выполнение плановых показателей налоговых и не налоговых доходов составило 98,6%, недополучено почти 95 миллионов рублей. Пытаются экономить на расходах и в результате не осваивают средства, выделенные из вышестоящих бюджетов, аж более 637 миллионов (освоены только 89%). Снизились и показатели по расходам из этих бюджетов по сравнению с 2012 годом - на 104,5 миллиона. А неосвоенные средства приходится возвращать, что означает снижение потребностей по заявкам.
Ну ладно сами не умеют (не хотят) анализировать причины! Я не нашел в отчете информации о проверках контрольно-ревизионной комиссией деятельности мэрии. Как можно было не обратить внимания, что отрицательное отклонение невыполнения плана по доходам против 2012 года увеличилось более чем в 8 раз, что свидетельствует о, простите, никчемной работе мэрии. Естественно, что, как у плохой хозяйки, приходится рассчитывать на займы. Соответственно, растет муниципальный долг. За 2103 год он составил 48% собственных доходов.
Самая большая часть отчета, естественно, - городское хозяйство. Для анализа этого «хозяйства» понадобилось бы столько же десятков страниц. Меня заинтересовала всего одна строка в разделе «Благоустройство»: «посажены четыре каштана», то есть получается, что озеленением вовсе прекратили заниматься. Если же вспомнить, сколько деревьев в городе засохло и погибло, то становится не по себе. Загазованность воздуха нарастает, а «зеленый пояс» исчезает на глазах. Согласно отчету по лесу, выполнено работ на 6,5 миллиона рублей, разработана программа по охране и воспроизводству городских лесов, произведены посадки на 601 га. Чтобы все это оценить, достаточно пойти в лес. И сразу припомнится поговорка:
«Бумага все стерпит».
С землей в городе всегда творилось немыслимое. Судя по отчету, здесь мало что изменилось. Так, по фактам нарушений при использовании земель выставлено претензий на сумму (округлено) 109,5 миллиона. Оплачено в добровольном порядке - 380, 8 тысячи рублей. Пожурили, выходит.
Имитация результатов хорошо видна на конкретных примерах - пожарная безопасность в лесу. Провели 11 184 профилактические беседы, распространили 4 912 листовок на противопожарную тематику, а лес горит. И горит по вине тех, кто за лес отвечает, кто лес рубит, кто сжигает там порубочные остатки. Они листовки не читают.
Есть в отчете и забавная глава, называется она «Осуществление мер по противодействию коррупции в границах (?) городского округа». Там говорится про какие-то «профилактические меры с целью предупреждения нарушений коррупционного характера». Только за одну эту фразу депутаты обязаны были дать оценку отчету «неуд», ибо это полная неприкрытая издевка. Ибо далее там сказано про «долгосрочную (?) целевую (?) программу «Противодействие коррупции», «исполнителями программы являлись все органы мэрии». Потратили на нее 400 тысяч рублей. «По указанной тематике (?) обучено (?) 32 муниципальных служащих мэрии, из них 4 руководителя подразделения». Не те ли это руководители, про которых известно, что один скрывается в Грузии после скандала с взяткой, другой срочно уволился, ибо рыльце в пушку (по крайней мере, на его подчиненного уголовное дело возбудили). Только официально 51 муниципальный служащий мэрии привлечен к административной ответственности.
Но народ-то не обманешь. Все знают, во что превратилась мэрия за последние два года в соответствии с «Программой противодействия коррупции». Есть в отчете еще более интересные вещи, но о них надо говорить отдельно ...
Сергей Дьячков